Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

05.11.2015 09:24 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 83-84 от 05.11.2015 г.

Сердце матери

Автор: Ваха ЭДЕРСУЛТАНОВ

Мать, мама, баба, нана… Какая глубинность и великая сила в этих словах. Сможет ли когда-либо человека во всей широте своей души осветить это величайшее творение Создателя? Чем больше разгадок, тем больше загадок…
Событие это произошло 8 ноября 1955 года. Прошло ровно 60 лет после этого, но этот день не забывается и не забудется никогда. Кажется, в этот день в одно мгновение я повзрослел, и образ матери раскрылся предо мной во всей своей сути, каким Творец наш хотел создать женщину-мать.
В отдаленном населенном пункте, где мы проживали в Казахстане, не было школы-«семилетки», и родители отправили меня учиться в среднюю школу за 100 километров к родственникам. Проучившись два месяца, приехал на каникулы, отдохнув несколько дней, заспешил на занятия. Спрос за опоздание или пропуск уроков в те времена был очень строгий.
Мне было 13 лет, и отпускать меня одного в путь родителям, казалось бы, было не совсем безопасно. Отец болел, сестра и брат не могли оторваться от работы, и проводить меня пошла мать. Надо было пройти густые, высокие заросли камыша, прежде чем дойти до реки Нура – главного препятствия на нашем пути. Следует отметить, что здесь нередко водились волки, а в зимнее время они стаями на некотором отдалении от села выли, их манил запах скота в кошарах. Возможно, забота родителей была продиктована этой реальностью.
Время было за полдень, когда мы вышли из дома. Пройдя камыши, вышли к реке, которую нужно было перейти. Этот маршрут был избран в надежде, что завершено строительство плотины через водную преграду, но, к нашему несчастью, увидели, что между берегами нет твердого перекрытия. Ситуация была тупиковая: я ходил, не зная, что делать. Крикнул матери, что не сможем перейти реку. «Может, вернемся домой?» — спросил я. Мне так хотелось услышать голос согласия…
Размышляя о дальнейших действиях, подошел к реке. Увидел поверхность, покрытую ледком. Подальше зияла черная пасть глубины котлована (так мы называли широкую и глубокую часть реки). Но то, что я увидел и пережил дальше, не пожелаю никому и никогда.
Мать медленно, скользя ногами, продвигалась к противоположному берегу. Была она плотного телосложения и тяжелее меня, а река накануне покрылась льдом. Увиденное ошеломило меня, на какой-то миг я потерял дар речи. Немного придя в себя, кричу матери: «Ты что делаешь?!»
Мне почудилось вмиг, что вот-вот захрустит неокрепший лед и тогда… Испугавшись за нее, я издал душераздирающий крик: «Баба-а-а (я всю жизнь так обращался к ней)! Ахь х1ун до?!» И я, потеряв всякий рассудок, кидаюсь вслед. Она вскликнула таким «сердитым», таким просящим и запрещающим голосом: «Со лойла хьан, сацалахь, ма баккхалахь ког!» Правой рукой, словно определяя себе путь, протягивала ее вперед и кричит мне: «Мегар дац… мегар дац». А сама продвигается дальше.
И в этот миг все возможные ужасы предстали перед глазами… Я при малейшей ее болезни боялся потерять ее. А тут такое… на моих глазах… И вокруг ни души! Понимаю и осознаю, что в любую секунду лед может проломиться и что она скроется под водой. И от сознания собственного бессилия и переживаний за нее я продолжаю подавать голос вслед: «Баба, хьуна со ца веза, со хьанна вита йоллу хьо?! Дехьа ваьлла, со г1ур вац хьуна деша! Хьуна цхьа х1ума хилахь, ас цкъан-цкъа доьшур дац», — кричу я доведенный до крайней степени отчаяния. А она своим материнским сердцем и любовью обращается ко мне: «Ваха! Хьажал, со х1инца юккъе ма яьлла, суна х1умма а ма ца хилла, ма велха, ма велха… Со дехьа ма яьллина, ас парг1ат д1ахьажор ма ву хьо».
«Ва, Везан Дела, хастам бу хьуна! Оццул холчахь ша йоллушехьа, сан ойла яйти-кх Ахь оцу сан нене… Ма боккха къинхетам бина хилла-кх Ахь тхойшиннах..
Мать, перейдя реку, вернула меня из забытья и вывела из тягчайшего психологического состояния. Я еще продолжал тихо плакать, глядя в ее бледное лицо. Она старалась не подавать виду, погасить в себе пережитое. Я понял, что дальше должен идти сам…
…Когда мы более-менее пришли в себя, солнце уже клонилось к закату. Мать, проявляя свою озабоченность и тревогу, сказала: «Иди и не сворачивай с моего следа и, главное, не забывай, для чего и куда мы тебя послали. Иди и не оборачивайся».
…Я прошел некоторое расстояние и снова слышу: «Не оборачивайся». А потом до моего слуха доходят глухие стенания. Как ни крепилась мать, природа взяла свое. Ее можно было понять: она провожала нехоженой тропой по ту сторону реки младшего сына… Совершенно безграмотная женщина хотела, чтобы ее сын вырос просвещенным и образованным. И совершила этот материнский подвиг во имя моего будущего…
Стараясь оправдать ее надежды, «семилетку» в том году я окончил на «отлично». Затем образцово – Новогрозненскую среднюю школу. Имею два высших образования. Жаль, мать не дожила до дней, когда я крепко встал на ноги…
Покоится мать на кладбище в селе Нойбера, рядом с братом. Ежегодно по несколько раз приходим на родные могилы: сыновья очищают от бурьяна, дочери поправляют могильные холмики и вместе читают дуа…
…Цхьа элп ца хууш йолу,
Доккха комаьрша дог долу,
Г1ийла, хьоме тхан нана,
Цхьаъа х1ума хьайна ца лоьхуш,
Цхьаъа х1ума хьайна ца доьхуш,
Хьайн са а, дог а доьзална д1аделла,
Ма хеназа яха хьо,
Тхан хьоме нана…
…Прошло много лет с того дня, а мне вновь и вновь видится милый образ… Какое это великое чудо – мать, милосердное и щедрое, сотворенное Милостивым Создателем нашим!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

84