Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

28.01.2016 10:48 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3-4 от 28.01.2016 г.

В пламени Слова

Автор: Казбек ГАЙТУКАЕВ
литературный критик, профессор

Известному чеченскому писателю Ахмадову Мусе Магомедовичу 60 лет. Дата круглая, юбилейная. Для творческого человека – это пора зрелости. И писателю есть чем и как отчитаться перед своими читателями
Надо признать, Муса Ахмадов плодотворно работает во всех родах искусства художественного слова — в прозе, поэзии, драматургии.
Имя Мусы Ахмадова чаще других произносится в ряду имен выдающихся чеченских писателей. Его писательский труд отмечен многими наградами и званиями, в числе которых и высшее из них — «народный писатель». Разумеется, он понимает, что звания и награды «даются людьми»...
Главное для писателя, чтобы его слово служило бальзамом на раны соплеменников, оставшихся в живых после двух последних истребительных войн, унесших тысячи и тысячи жизней мирных людей, так и не успевших понять, в чем и перед кем их вина...
Он понимает, что именно на этом поприще он действительно будет востребован как национальный писатель, писатель для народа.
Дальнейших успехов ему на этом благословенном пути!
Предлагаемая ниже статья относится к начальному этапу творчества Мусы Ахмадова и является фрагментом в обзоре о творчестве молодых писателей 80-х гг («Литература Чечено-Ингушетии 80-х годов. Тврчество молодых».- В кн.: «В пламени слова». Грозный.1989. Сс. 43-74).
Думаю, она может быть интересной для взыскательного читателя и как первый, насколько мне известно, отклик на ранние творческие искания писателя, и в плане адекватности содержащихся в ней выводов и оценок.

Ахмадов Муса Магомедович (январь 1956г.), как и большинство его коллег, начав свой творческий путь со стихов и небольших рассказов, определился к нынешнему этапу как прозаик. Именно в этом роде искусства слова им достигнуты наибольшие успехи. Его рассказы и повести регулярно публикуются на страницах альманаха «Аргун». В 1983 году отдельной книгой вышли его рассказы и повесть «Деса ц1а чохь буьйса» («Ночь в пустом доме»), давшая название сборнику. Рассказ «Телефон» из этого сборника в том же году в переводе на русский язык был опубликован в журнале «Костер» (1983, №2), там же был напечатан рассказ «Зеленая веточка бука» (1984, №6). В журнале «Дон» увидели свет повести «Свой дом – красный дом» (1985, №6) и «После землетрясения» (1987,№12).
Романом «Сатосуш, седарчий довш» («На заре, когда гаснут звезды»), вышедшем в местном книжном издательстве в 1986 году, можно считать, завершился первый этап творчества Мусы Ахмадова.
Разнообразна тематика произведений М. Ахмадова этого периода, различна и их проблематика. Одной из ведущих тем его произведений является тема Отчего дома, Родной земли. Не случайно он вновь и вновь обращается к образу «опустевшего дома», «опустевших сел», и рядом с ними живет мечта о «прекрасном саде», о счастливой жизни. Герои М. Ахмадова – молодые и старые – люди, ищущие своего пути в жизни. Они совершают ошибки, заблуждаются. Есть среди них те, кто утратил веру в «сад юности и мечты» («Зама»), кто бездумно прожил жизнь и поправить в ней ничего уже не в состоянии («Ночь в пустом доме»). Однако симпатия автора и рассказчика на стороне тех, кто в самых неблагоприятных условиях жизни не отступился от вековых традиций людей труда, сумел остаться человеком высокой нравственности (Бауди из повести «Не разрушайте и муравейника»). Молодой автор стремится к глубокому и всестороннему изображению характера своих героев. При относительной скромности внешнего событийного начала в его произведениях скрупулезно и всесторонне анализируется внутренний мир действующих лиц. Этой цели удачно способствует прием, который условно можно назвать «потоком сознания». Прием не новый в литературе (русской и мировой). Достаточно вспомнить Достоевского, Л. Толстого, Джеймса Джойса, Франца Кафку, Айтматова, Маркеса…
Трудности психологического анализа заключаются в необходимости адекватной мотивации духовного облика персонажа, его мыслей и чувств в соответствии с его психологией, обусловленной исторической средой и бытовыми условиями, в которых формировался внутренний мир персонажа. На этом пути у молодого писателя имеются удачные страницы и не преодоленные еще трудности.
«Поток сознания» позволяет определенную свободу в компоновке материала: память повествователя выхватывает из прошлого и настоящего картины, эпизоды, лица, события, самые, казалось бы, несовместимые, противоречивые, отдаленные друг от друга во времени и пространстве. Нужно обладать развитым чувством меры, чтобы все это в, конечном счете, складывалось в единую целостную художественную картину.
Произведения первого этапа творчества М. Ахмадова позволяют проследить, как молодой автор, неуклонно развивая чувство меры, совершенствовался, постигал тайны искусства слова.
Мир души Бочи – героя одноименного рассказа – это мир человека обремененного старыми предрассудками и нравственными понятиями. Автор анализирует его душевное состояние в сложной ситуации. Тяжелобольным он попадает в больницу. Среди прочих его терзают муки от неисполненного долга: «на встречу с отцом и братьями» он пойдет, не отомстив кровнику. Тут привозят еще одного больного – отца врача, лечащего нашего героя, в котором он узнает виновника в смерти своих близких.
Противоречивые переживания Бочи, убедительные в своей социальной и психологической достоверности, и являются главным предметом художественного анализа автора. Однако для отказа от «исполнения долга» у Бочи должны быть более веские мотивы, чем «внутренний голос», который останавливал старика каждый раз, когда он с ножом отправлялся «взять долг». Несколько сгущены краски и в последней картине, где Боча, отказавшись от свершения кровной мести, уходит из больницы, «громко плача навзрыд, как ребенок». Несмотря на некоторый перебор в красках, концовка рассказа подкупает своим лиризмом: «Опростоволосился (опозорился) ты, Боча. Какой же ты мужчина после этого. Не смог на зло ответить злом… Но глубинный голос подсказывал совсем другое».
Глубоким лиризмом проникнут и рассказ «Кхаа вешех туьйра» («сказка о трех братьях»). Старая Сану одна в «доме, полном воспоминаний» дожидается с войны своих сыновей. Все три ее сына (три брата) погибли. На каждого была похоронка. Но сердце старой женщины не в силах смириться с мыслью, что ее любимые дети не вернутся больше под родной кров. Они живут в ее памяти, в ее воспоминаниях. Выполняя свои нехитрые ежедневные обязанности, она постоянно думает о них, разговаривает с ними. Огромное горе, порожденное несправедливостью (так она воспринимает гибель сыновей), не может сломить ее, прервать нить, связующую ее с жизнью, ибо нить эта сплетена из бесконечной материнской любви и великого терпения.
В романе «Сатосуш, сердарчий довш» («На заре, когда гаснут звезды»), рассказывая о перипетиях жизни старого Аказа, чья молодость пришлась на тридцатые – сороковые годы, и нелегкой судьбе его дочери от второго брака Зары, представительницы молодежи семидесятых. Автор глухо упоминает о национальной трагедии, унесшей вместе со множеством других мать и первую жену Аказа. О причине народной катастрофы не говорится, читатель должен догадаться сам.
Рассказ молодого автора о судьбах людей старшего поколения и особенно молодого поколения полон лиризма, задушевности. Лирическое и эпическое начала в нем соединились так органично, что жанр романа можно было бы определить, как роман поэма. Лиро-эпические народные произведения, органично вплетенные в повествование, лирические монологи Зары и ее сверстников, пейзажные зарисовки, являющиеся в сущности гимном родной природе, гимном жизни, придают роману особую поэтичность и эмоциональность. Это сказалось и в самом названии романа – «На заре, когда гаснут звезды», которое, вместе с тем, содержит и глубокое социально-нравственное обобщение: предрассветное время, когда ночная тьма, кажется, еще не собирается уступить свои права, но свет неизбежно развеет тьму. Обязательно развеет. Так в сложном сплетении старого и нового, вековые традиции, некогда воплощавшие в себе нравственные ценности многих поколений, пришли в противоречие с новыми требованиями нового времени. Нелегко уступают они свои позиции, трудно рождается новое.
Кроме того, название имеет и другое смысловое наполнение. Это время неясных ожиданий и светлых надежд, когда все впереди и, кажется, что мечты осуществимы и счастье возможно.
Роман М. Ахмадова вобрал большой и разнообразный материал современной жизни республики. Независимо от степени разработанности, им подняты вопросы , объективно имеющие важное общественное значение. Автор нашел адекватную форму для воплощения своего замысла. Одним из приемов компоновки в романе является сцепление картин по принципу монтажа кадров в кинематографе. Это помогает автору свободно пользоваться временем и пространством, освобождая его от длинных объяснений причин и мотивов поступков персонажей. Принцип психологического анализа в первом романе М. Ахмадова используется более последовательно, чем в предыдущих рассказах и повестях. Каждый новый персонаж вводится в повествование, предоставляя ему слово для самовыражения.
Язык романа в целом красочен, эмоционален. Не все лексические новации молодого автора могут прижиться, но есть среди них и яркие образы, находки, способные украсить художественное произведение любого опытного мастера.
В повести «Воздвигая горы на земле» («Лаьтта т1ехь лаьмнаш а х1иттош». — Ж. «Орга», 1987, №3) М. Ахмадов обращается к героическим страницам истории гражданской войны. Повесть посвящена «людям, павшим, защищая чеченские и ингушские селения от войск Деникина». В местной литературе, художественной и научной, имеются произведения, рассказывающие о мужестве и стойкости, проявленных чеченцами и ингушами в гражданской войне против деникинцев и белоказаков. «Воздвигая горы на земле» – это гимн в честь защитников селения Гойты, которые предпочли смерть в бою позорной покорности врагу. В названии автора содержится указание на главную мысль автора – что явилось нравственной опорой для мирных людей в их противостоянии вооруженным до зубов войскам Деникина. Это, прежде всего, величие подвига предков, сумевших в борьбе с многочисленными завоевателями сохранить верность традиционным национальным ценностям – чести, достоинству, благородству, нравственной чистоте, совести, справедливости. «Горы» воздвигаются теми, кто словом и делом утверждает и сохраняет эти высокие идеалы. «Воздвигать горы» — это значит постигать и умножать «высоты духовности».
Произведения М. Ахмадова свидетельствуют о том, что он на пути к высотам профессионального мастерства, что его творчество открыто для новых тем, идей и новых свершений.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

368