Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

26.04.2016 15:14 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 28-29 от 26.04.2016 г.

Управленческий компромисс: опыт поиска баланса желаемого и возможного

Автор: И.МИЛИЕВ
директор Ойсхарской СШ №1

Тема, предложенная для написания эссе в этом году, представляется для меня достаточно интересной. Это обусловлено тем, что коллектив нашей школы прошел все этапы формирования и становления, начиная с полной разрухи и заканчивая тем уровнем, на котором наша школа находится сегодня.
В 1994 году я был назначен директором школы, в которой когда-то учился и в которую вернулся после окончания института уже в роли учителя русского языка и литературы. Мое назначение совпало с одним из трагических событий в истории моего народа — началом боевых действий в Чеченской Республике.
В те годы, когда учителям перестали выдавать зарплату и наше материальное положение было крайне тяжелым, из школы ушли все «случайные» педагоги, испугавшиеся трудностей. В коллективе остались самые преданные, самые ответственные, для которых профессия учителя была и остается настоящим призванием. Мы верили, что все изменится в лучшую сторону.
В тот тяжелый период мы не раз вставали на защиту здания нашей школы от бандитов, которые пытались превратить его в свой штаб. Мы были готовы любой ценой отстоять ее, и это нам удалось.
Сегодня я со всей уверенностью могу сказать, что самое дорогое, что у меня есть, – это коллектив, в котором я работаю более 30 лет, команда моих единомышленников, которые проверены трудностями и временем.
В марте 2003 года состоялся референдум, который определил ход дальнейших событий в истории Чеченской Республики. Это явилось той отправной точкой, с которой началось восстановление и развитие нашего края. Все прекрасное, что мы сегодня имеем, нам досталось дорогой ценой. В первую очередь, я имею в виду трагическую гибель Ахмата Кадырова — первого Президента Чеченской Республики, и тех ребят, в рассвете лет ушедших из жизни, защищая свою Родину от терроризма.
С тех пор многое изменилось. От тяжелейшего периода, когда республика буквально погибала под гнетом беззакония и безвластия, мы перешли к четким и определенным позициям в вопросах развития и преобразования Чеченской Республики.
Реформы, которые происходят в образовательном пространстве нашей страны, приводят к положительным изменениям и в школах нашей республики. Новые веяния выставляют свои требования. Сегодня у школы другие ориентиры, к которым мы стремимся, совершенствуя свое педагогическое мастерство.
Управлять таким сильным коллективом, каким является педагогический состав Ойсхарской средней школы № 1, где работают опытные и именитые учителя, педагогические заслуги которых отмечены на различных уровнях вплоть до федерального, — задача достаточно непростая.
В решении многих вопросов директору школы приходится быть гибким и в какой-то мере уступчивым. Все решения необходимо принимать с учетом конкретной сложившейся ситуаций. И при всех сложностях, а их бывает бесчисленное множество, необходимо сохранять чувство уважения и доброжелательности к окружающим.
Как и все образовательные учреждения нашей страны, коллектив нашей школы находится в постоянном творческом поиске, результатом чего становятся различные проекты, которые мы успешно реализовываем.
Некоторые из них, я считаю, достаточно интересными. Например, учитель русского языка Дураев Хусейн Цадаевич со своими учениками работал над исследовательским проектом «Декабристы на Кавказе». Учащимися совместно с руководителем были сделаны совершенно неожиданные открытия. К примеру, было установлено, что впервые в Чечню семена помидоров завез ссыльный декабрист Карцев В.Г., который в дальнейшем занимался популяризацией этой культуры среди местных жителей.
Еще один пример. Молодые и перспективные педагоги, бывшие выпускники нашей школы Зубайраева Хазан Абухаевна, Гайраева Регина Хамзатовна и Имхаджиев Дауд Сулейманович, стараются неформально подходить к вопросам преподавания своих предметов (история, русский язык и родной язык) в школе. Они владеют не только теоретическими знаниями в области современных образовательных технологий, но и достаточно успешно используют свои знания на практике: включают в свои уроки игровые моменты, проектную деятельность, проводят параллели между прошлым и настоящим, большое внимание уделяют внеурочной деятельности. Результаты видны уже сейчас: их учащиеся занимают призовые места на олимпиадах и конкурсах различного уровня, пишут стихи, работают над исследовательскими проектами и всегда находятся в творческом поиске и в гуще событий школьной жизни.
А ведь в какой-то момент администрация школы пошла на определенные компромиссы и, несмотря на различные трудности, поддержала этих педагогов.
На сегодняшний день коллектив нашей школы работает над реализацией ряда интересных проектов, которые продвигают нас вперед, делают нас и наших детей лучше.
Кроме того, наша сплоченная команда сумела сделать школу социокультурным центром села, где проводится множество мероприятий с привлечением родителей учащихся, общественности и администрации поселка.
Но, не смотря на определенные успехи, проблемной зоной в работе нашей школы, да я думаю и всех без исключения школ нашей Республики, является то, что не со всеми родителями мы находим должное взаимопонимание в вопросах воспитания и домашней подготовки обучающихся, что, несомненно, является препятствием для полноценного ведения учебно-воспитательного процесса.
На общешкольные и классные родительские собрания, в основном, приходят не отцы, а матери, которые, по мнению учителей, не в достаточной мере принимают во внимание наши замечания и предложения. В результате чего обостряются и без того сложные вопросы взаимодействия семьи и школы, направленные на формирование приспособленной к современным условия и востребованной в обществе личности.
В данной позиции я боюсь быть неправильно понятым, дело в том, что отец, согласно чеченским традициям, является тем человеком, который решает очень важные вопросы. Я бы отметил вопросы стратегического направления. К нашему сожалению, учеба детей в школе в число этих вопросов не входит. Поэтому матери сидят на собраниях с деловым видом на лицах и слышат только хорошее, если оно есть, а плохое остается незамеченным.
Мы осознаем истинное состояние уровня образованности и воспитанности родителей наших учеников. Их школьные годы и период становления пришлись на те лихие годы, когда наши школы работали несистемно, и им, не получившим должного школьного образования, приходится нелегко, а нам нужно строить учебно-воспитательный процесс с учетом имеющихся недостатков.
И что же мы делаем? Снова ищем компромиссы! Например, психолог школы Абубакарова Халимат Сайд-Ахмедовна проводит индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросам оказания психологической поддержки в период сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Двери ее кабинета всегда открыты для всех, кто нуждается в квалифицированной помощи психолога.
Из года в год меняется наша школа – по форме и по содержанию. Учителя много внимания уделяют вопросам самообразования, что заметно при анализе их уроков: к месту употребляют современную терминологию, в своей практической деятельности применяют новые педагогические технологии. Приложено много усилий на пути становления коллектива, способного успешно решать задачи учебно-воспитательного характера.
Я мог бы продолжить перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться руководителю учебного заведения и педагогическому коллективу в целом, но надеюсь, что читателю этой статьи ясно: строить отношения с людьми нужно, зная все сильные и слабые стороны каждой конкретной ситуации. И необходимо задавать себе вопрос: «Кто я? Достойный уважения человек, способный отстоять свои права, права и интересы детей, родителей, школы, или же я раб проблем, которые меня окружают?» И если ты умеешь находить компромиссы, то ответ однозначен: «Я сумею это сделать, знаю, как действовать, и легко преодолею все препятствия!»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

146