Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

19.10.2017 10:40 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 67-68 от 19.10.2017 г.

«Здравствуй, Учитель!»

Автор: Хавас АКБИЕВ

«И если в начале было слово, то затем появился он, учитель, миссия которого – это слово донести. Чтобы царствовали на Земле любовь и мудрость, а мы служили им и были этим счастливы. На том стоим и стоять будем»,- с такими словами обращается к читателю в своей книге «Здравствуй, Учитель! (письма учеников к учителям)» Хулимат Зелимхановна Султанова.

Основу произведения, согласно предисловию, составляют письма учеников и выпускников чеченских школ, адресованные учителям. Это письма о школе и учительской профессии, о взаимоотношениях учителей и учеников, о детстве и взрослении, о войне и мире, о добре и зле. Книга адресована широкому кругу читателей, в которой « Письма, написанные нередко кровью сердца, наполнены теплом и светом, надеждой и верой, той верой, которая согревала души чеченского народа даже в самые трудные времена».

Хулимат Султанова известна как начальник отдела инновационной и национальной образовательной политики Министерства образования и науки ЧР. Она – Заслуженный учитель ЧР, Почетный работник общего образования РФ. В 2008 году решением Оргкомитета Международного Центра гуманной педагогики ей присвоено звание «Рыцарь гуманной педагогоки» с вручением нагрудного золотого знака «Сердце и Лебедь». Является одним из соавторов Манифеста гуманной педагогики, принятого 17 июля 2011 года в Бушети, Tбилиси.

«У меня в жизни были друзья – чеченцы и в молодости, и в зрелом возрасте, я всегда восхищался и восхищаюсь их верностью дружбе, суровой мужественностью и душевной теплотой, — пишет Клим Султанов, председатель Дагестанского центра гуманной педагогики, Рыцарь гуманной педагогики, Заслуженный учитель РД, директор гимназии культуры мира г. Дербента. — Я всегда думал, откуда это. А увидев Хулимат Зелимханову, понял: она – чеченский характер. Внешне суровая, недоступная, но удивительно поэтически тонкая и «теплая», как она любит говорит, внутренне человек. Ее душа-это очаг горца, всегда готовый согреть и накормить путника, любого, кто с добрыми намерениями откроет дверь. Ее письма, как и душа ее, — это очаг, греющий, освещающий, обнадеживающий и призывающий людей творить на земле добро, тепло, свет». И далее, по справедливой оценке Султанова, в ее письмах мудрость многих поколений, награда, высказанная незатейливо, просто, доступно каждому. « И я очень рад, что Хулимат Зелимхановна выполнила задание Учителя и сотворила удивительную книгу с незатейливым названием «Здравствуй, Учитель!» По этой книге можно учить и учиться. Спасибо тебе, Хулимат!.. Пока на Земле будут учителя и ученики – будет жизнь», — заключает Клин Султанов.

И как бы вторя ему, Хулимат приводит строки из письма бывшего ученика на родном чеченском языке: «Хьехархо, со кхоччуш мотт 1емина а валале, нанас куьг лоций, хьуна дуьхьал валаво, доггах хьуна шен тешам а лой. Со хьоьца вуйла хууш, са а, дог а парг1ат хуьлу иза.Ткъа сан кхетар-кхиар, дахар а хьан амаллех тешна ду. Хьо елаелча, к1еда – мерза йистхилча, малхо къагийна дуьне санна, сан дог – ойла сирла долу. Ахь к1едачу озаца хьаьстича, х1ара дерриге дуьне хьуна дала стиглан 1аьрчашка долу сан хазахетар». Она вспомнила краткое содержание письма ученика, едва научившегося говорить, мама или папа за руку приводят в школу, вверяя учителю самое дорогое их сокровище, когда мудрый преподаватель Шалва Александрович Амонашвили предложил ей написать книжку по теме «Учитель». Тогда и было принято решение провести акцию: «Я пишу моему учителю». И так, полетели письма. «Я их предлагаю тебе, дорогой читатель. Будь терпелив, вдумчив и сдержан. Может, какое – то из этих писем тебе, о тебе или о твоем учителе».

«Здравствуй, учитель!», «Здравствуй, мой дорогой учитель!» — каждое письмо начинается с таких предпосылок. С благодарностью учителю жизни обозначено письмо под инициалами Х.С.и Х.Б.: «Завтра в школу! Я войду в класс. Не смогу скрыть улыбку, а дети, также все, улыбаясь, скажут: « Здравствуй, учитель!»… Я счастливый человек. Спасибо, учитель мой, за уроки человечности. Они, именно они помогают мне быть для моих учеников таким учителем, какой была ты для меня».

Педагог – психолог Мадина Мизаева с уважением относится к бывшим своим учителям. « Но некоторые из них,- пишет она,- оставили очень плохие воспоминания о себе, и о своем предмете, и о своей школе в целом. А другим же я благодарна за то, что они были, любили во мне и трудного ребенка, и способного ученика». Благодаря им она «… с гордостью представляет свою профессию: педагог».

Тамара Науразова, учительница начальных классов, признается, что писала письма, когда ей было плохо «… и некому было излить горе, обиду… когда чувства радости и восхищения переполняли мою душу». Она обращалась к учителю, потому что доверяла ему и любила его. И теперь учит сама, передавая маленьким « почемучкам» знания, полученные от своего учителя, заново открывая «… для себя смысл каждого слова, сказанного на уроке и вне урока». Говорит: « Учитель, я заново еще и еще оцениваю вашу образованность и житейскую мудрость».

Второклассники Ассиновской СОШ №1 Султан Гелагаев, Вахид Джакалаев Мухамед Дзейтов, Магомед Гайсултанов, Илисхан Гелагаев, Берс Шамаев и Лилия Терхоева радуются тому, что ходят в школу, учителя у них – самые дорогие и уважаемые люди, желают им здоровья, «… и быть, как в сказке, добрым… и самое главное, учитель должен отдавать душу своей работе». Маленький Илисхан восхищается в своем письме: « Мама сказала, что учитель – это вторая мама. Я очень обрадовался, что у меня две мамы».

Старшеклассница Ашура Умалатова из Первомайской СОШ может сказать: «Мой учитель – учитель от Бога, на все 100% отдающийся своему делу. Он живет жизнью своих учеников, знает, что происходит в семье каждого из них». « Счастье – это, когда есть мама. А еще больше счастья, когда есть любимая учительница!» — восклицает семиклассник Адам Арсанов

В письме за подписью « Вчера, сегодня и всегда с благодарностью ваши ученики, которые сегодня сами учителя» читаем: «Нам очень повезло. Каждый день, приходя в школу, мы имеем возможность встретиться с почти идеальными учителями. Их образ динамичен, они всегда в движении, не боятся и воспринимают все новое. Эти учителя — творцы и наставники в прямом смысле слова». Вслед за ними можно воскликнуть: «Учитель! Слово-то какое!».

Цитаты, почерпнутые из раздела « Я пишу моему учителю», по справедливому замечанию Клима Султанова: «… проходят красной питью эти детские, но такие взрослые мысли»

Он же еще раз подчеркивает: « В письмах боль, пронзительная боль за « украденное и раненое детства», но упорно растет вера в будущее « маленькой и гордой Чечни»! Слова эти относятся к разделу «Я раненым детством войну проклинаю…» Автор вкладывает в эти слова всю скопившуюся боль. Война, голод и выживание. Понятие чести, человеческое и зверское, физической и духовной тяжестью давят на ребенка. «У войны — долгое эхо и незаживающая память,- пишет Хулимат.- Меня преследует один и тот же сон наяву, от которого на душе тяжело и больно» Зримо представляется разрушенный Грозный. « Свист ветра и пуль. Липкий страх. Груды руин. Завалы. Раскуроченные дома… Черная копоть, жирное рыжее пламя над нефтескважинами… Зловещая тишина. Если ад существует, то он выглядит именно так… дети падают в обморок, узнав о смерти отца, синеют от страха и теряют дар речи». Эти строки боли и гнева сопровождают рисунки «Нет войне!», «Я раненым детством проклинаю войну», «Мы не хотим войны!», « Война» учащихся школ сел Мелчхи, Нойбера, Энгель-Юрта, Азамат-Юрта Романа Гайсуркаева, Зары Исмаиловой, Ахмадова, Хаджимурадова и других.

«Читайте детские письма о войне,- призывает автор,- столько в них недетской боли, горечи, страха… И надежды… Прочтите эти письма. Они – поток духовности и добрых чувств, вынесенный из ада с надеждой, что мир станет фундаментом для жизни без зла и насилия».

Ученик четветого класса из Гудермеса Адам Чунчуров говорит, что живет с надеждой на мир, вырос под выстрелы автоматов и взрывы снарядов, тысячу раз проклинает тех, кто выдумал это безумие под названием «Война».

- Места хватит всем, — утверждает в своем письме Алина Макшарипова из Ножай- Юрта.- Я мечтала встречать праздники у себя дома, мечтала праздновать свой день рождения у домашнего очага и в кругу друзей. Мне же хотелось скрываться где-то в холодном углу чужого дома и слышать за спиной слово «беженка», которое разрывало мое сердце.

- Когда началась первая чеченская война, мне было четыре года,- говорит Даниил Музаев из села Вашендарой. — Кажется, что может помнить такой кроха? Но я помню! Помню тот ужас, который я испытал при звуке летящего самолета. Я не мог шевельнуть ни ногой, ни рукой, не мог произнести ни слова…

Нельзя читать без содрогания в сердце письма учащихся старших и начальных классов Сании Бектемировой, Миланы Вакалишевой, Элизы Гадамаури, Асхаба Гайрбекова, Макки Ахмадовой, Дианы Тумсоевой, Матомедзакира Алиева, Хавы Карнаевой, Зареты Хачуевой, в которых они мечтают жить в мирном мире. Вот строки из них: «Милая, добрая фея! Сделай так, чтоб на земле наступил мир! Чтобы дети не сжимались в комок ни во сне, ни наяву!»; «Я мечтаю о том дне, когда на улицах не будет видно танков и людей в страшной форме с автоматами в руках»; «Я проклинаю войну и не желаю никому увидеть все горе, которое приносит она»; «Я очень хочу, чтобы лица учителей были светлыми, чтобы их глаза светились радостью»; «Будь проклята, война! Да здравствует мир, солнце, мама!»; «Слышите, я, Макка, девочка из Чечни, заявляю: «Вы не имеете права посягать на жизнь! Никто не имеет вершить по праву сильного неправедный суд!; « Сколько я себя осознаю, я помню войну. Я не знаю, кто виноват в том, что она началась. Я просто ее ненавижу!» Зенди Сапарбиев, ученик 5-го класса Побединской СОШ, говорит в своих стихах:

Я детством своим прошагал по войне,

Увидеть ее довелось мне вдвойне.

Я буду расти и взрослым я стану,

И эти войны проклинать не устану.

Как бы горькой ни была жизнь на родине, дети не хотят жить на чужбине. Эту мысль выразил в своем стихотворении ученик 5-го класса школы села Садовое Мансур Мисербиев:

Не хотел бы я жить на чужбине,

Говорят, там находится рай.

Мне же ближе родные равнины,

И милее мне горный мой край.

Хава Товбулатова из Пригородненской СОШ спрашивает у брата, кто такие «чеченские бандиты» и что значит «точечные удары»? « Это ты, я, наш братик и годовалая Лиана, папа, мама, тетя Лена и ее сыночек Коля. А еще много других людей, которые остались лежать на нашей улице после такого « точечного удара»,- ответил брат на слова сестры, услышанные ею по телевизору.

Детям не нужна война. Нет — войне! «Мы, дети, говорим это тем, кто за войну!» В унисон этому призыву Хулимат Зелимхановна не устает повторять: « В наших силах изменить мир к лучшему. И себя… Пока еще в детях живет надежда, не все потеряно».

Мне, как читателю, близки и дороги письма, собранные «зрячим сердцем», выражающие внутренний пафос, и исследования Хулимат, оправданные всем ходом ее мысли. Поэтому призываю: Читайте «Здравствуй, Учитель!» Хулимат Султановой!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

38