Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

01.11.2017 11:50 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 71-72 от 01.11.2017 г.

К столетию Октябрьской революции

Автор: Арби ПАДАРОВ

Говоря на тему Октябрьской революции 1917 года в России, необходимо сразу отметить, что отношение к ней в нашей стране двоякое. Это и понятно, ведь она и последовавшая за ней гражданская война 1918-21 годов разделили общество на два противоборствующих лагеря, когда, и это будет отнюдь не метафора, брат шел против брата не на жизнь, а на смерть. Сквозь призму подобного деления и воспринимается революция живущими ныне потомками тех, кто находился в те «пламенные годы» по разные стороны баррикад.

Суть декларируемых в октябре 1917 года революционных изменений в жизни общества была заключена в следующих словах известного гимна «Интернационал»:

«Вставай, проклятьем заклеймённый,

Весь мир голодных и рабов!

... Весь мир насилья мы разрушим.

До основанья, а затем

Мы наш, мы новый мир построим,

— Кто был ничем, тот станет всем».

Понятно, что против революционеров, с подобными идейными установками, выступал мир господ и властителей, в чьих руках были сосредоточены блага и власть. Они выдвигали традиционные консервативные лозунги: «Россия, православие, самодержавие!» Надо также отметить, что практика претворения в жизнь идейных установок обеими сторонами конфликта зачастую диаметрально расходилась с декларируемым.

В наши дни среди обывателей бытует мнение, что Октябрьская революция не позволила Западу истребить русский народ и Российскую державу, хотя в свое время вождя русской революции В.И.Ленина и называли немецким агентом, на немецкие деньги устроившим революцию, чтобы покончить с российской государственностью. Но Ленин и большевики замыслили и осуществили гораздо более глобальный проект наднационального масштаба — создали тоталитарно-большевистское интернациональное государство, долгие десятилетия, хотя и ценой огромных жертв и нечеловеческого напряжения сил, противостоявшее капиталистическому Западу.

Более 70 лет «красный день календаря» был главным праздником страны. Большую часть 20 века миллионы наших сограждан в трёх поколениях праздновали 7 Ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции. И это невзирая на то, что первые лет 10 сами герои этих событий зачастую называли революцию «Октябрьским переворотом».

Празднование, официально называемое годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, впервые прошло в 1918 году. Впервые государственное торжество не проводилось 7 Ноября 1991 года, однако сам день 7 Ноября оставался выходным вплоть до 2005 года. В 1996 году указом Бориса Ельцина праздник был просто переименован и стал называться «День примирения и согласия». В конце 2004 года Государственная Дума приняла закон, по которому этот праздник отменялся, а вместо него вводился новый, с выходным днём — 4 ноября, который получил название «День народного единства».

Если особо не вдаваться в детали, то можно напомнить, что 25 — 26 октября (7 — 8 ноября по новому стилю) 1917 года в результате вооружённого восстания, главными организаторами которого были лидеры партии большевиков Владимир Ленин, Лев Троцкий, Яков Свердлов и др., было свергнуто Временное правительство. Считается историческим Решение II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, назначенного на 25 октября 1917 года, о захвате власти в стране партией РСДРП. Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее называли в советские годы, стала переходом России в новое качество — переходом трудным, болезненным, жертвенным, но, безусловно, судьбоносным. Политическим последствием Великой Октябрьской социалистической революции явилось образование Союза Советских Социалистических Республик в 1922 году.

События русской революции 1917 года и последовавшей гражданской войны прошлись катком Молоха по национальным окраинам Российской империи и, прежде всего, по Чечне. Практически полностью прошедший «советскую модернизацию» чеченский народ долгие десятилетия вместе со всем остальным «советским народом» отмечал 7 Ноября как главный праздник. Еще на памяти автора этих строк чеченские старики называли Ленина «дуьненан шейх», т.е. светским (мирским) шейхом, что было признанием правоты многих его посылов, недюжинного человеческого ума и дара аналитика и стратега.

Большевики, в борьбе за власть, на заре своего становления в полной мере использовали пассионарные настроения мусульман и кавказцев. Обращение Совета Народных Комиссаров ко всем трудящимся мусульманам России и Востока гласило: «Рушится царство капиталистического грабежа и насилия. Горит почва под ногами хищников империализма. Перед лицом этих великих событий мы обращаемся к вам, трудящиеся и обездоленные мусульмане России и Востока. Мусульмане России, татары Поволжья и Крыма, киргизы и сарты Сибири и Туркестана, турки и татары Закавказья, чеченцы и горцы Кавказа, все те, мечети и молельни которых разрушались, верования и обычаи которых попирались царями и угнетателями России! Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и её органов, Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Поддерживайте же эту революцию и её полномочное правительство».

Неудивительно, что большевики пытались заручиться поддержкой горцев, так как они характерно выделялись своей верностью данному слову. Так, невзирая на анархию и хаос в стране, горский конвой императора Николая Второго до последнего оставался верен российскому самодержцу, а подразделения Кавказской туземной дивизии — были самыми боеспособными в разложившейся царской армии. 26 августа 1917 года Туземная дивизия на поездах была выдвинута из Ставки в направлении Петрограда. Город был полностью деморализован и сдался бы на милость победителю без единого выстрела. Решалась судьба империи — эту судьбу несли с собой, по словам Н. Брешко-Брешковского, «две-три тысячи всадников на азиатских седлах с азиатскими методами ведения войны». Навстречу кавказским полкам Временное правительство спешно отправило делегацию членов Всероссийского мусульманского совета. Они разъяснили горцам, что те не имеют права участвовать в подавлении свободы русского народа, что это — внутреннее дело самих русских. Таким образом, основная цель переговорщиков — не дать своим землякам оказаться вовлеченными «во внутренние раздоры России» — была достигнута.

Но как оказалось впоследствии, цель эта была прямо противоположна задачам «вождей русского народа» с той и другой стороны. Большевики на практике оказались гораздо более жесткими великодержцами, чем их оппоненты. Потому позднее, втянутые в кровавую бойню, ценой огромных жертв сковав в ожесточенных боях сорокатысячную «Добровольческую армию» генерала Деникина, чеченцы и ингуши, движимые большевистскими же обещаниями земли и внутреннего самоуправления, сорвут и ее поход на революционные столицы.

Революция и гражданская война стоили народам России огромной крови и разрухи. «Революция пожирает своих детей», — слова, сказанные перед казнью знаменитым деятелем Великой французской революции Жоржем Жаком Дантоном (1759-1794), оказались как нельзя пророческими относительно того, как большевики, укрепившись во власти, обошлись с революционными массами Чечни и их руководителями: чеченцы были подвергнуты тотальным репрессиям, вылившимся, в конечном итоге, в сталинскую депортацию вайнахов 1944-57 годов в Среднюю Азию и Казахстан.

Однако, невзирая на все перипетии и коллизии той роковой эпохи, революция выдвинула из среды чеченского народа немало пламенных борцов за народное счастье, искренне веривших в правоту своего дела. Безусловно, самый выдающийся из них – Асламбек Шерипов. В апреле 1918 года он стал одним из организаторов первого чеченского Совета в селе Гойты. С августа 1918 года — народный комиссар по национальным делам, с декабря — нарком Терской советской республики. С июля 1918 года молодой Шерипов организатор и с августа командующий чеченской Красной армией, один из руководителей обороны Грозного от войск Деникина (август-ноябрь 1918 года). Возглавляемые им отряды совершали налеты на тылы осаждавшей Грозный белоказачьей армии. С февраля 1919 года он командовал чеченскими партизанскими формированиями, действовавшими против «белых».11 сентября 1919 года отряд Шерипова напал на гарнизон слободы Воздвиженской. В этом бою Асламбек был убит…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

9