Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

26.04.2017 14:40 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 27-28 от 26.04.2017 г.

Разговор с мастером пера

Автор: Лиана ИСМАИЛОВА
ученица 8-го «а» класса Гудермесского Центра образования

В нашей республике много писателей, имеющих огромное влияние на наши эмоции, чувства, мировоззрение. Одним из них является Умар Яричев. Мое первое знакомство с талантливым чеченским поэтом произошло еще в 2014 году, когда мой дедушка подарил мне его книгу «Полвека в лирике». С этого дня меня охватила необъятная любовь к творчеству Умара Денелбековича. И вот, спустя три года, я смогла лично встретиться с мастером пера и задать ему несколько вопросов.
- С чего началась Ваша писательская жизнь?
- Она началась примерно в 1950 году. Я был десятилетним мальчиком и очень увлекся в школе русским языком. Моя учительница – Нина Спиридоновна многим ребятам говорила: «Как вам не стыдно, лентяи, чеченский мальчик любит русский язык больше, чем вы!».
Сначала я печатался в школьной стенгазете, в основном, писал стихи. Потом мои стихи послали на конкурс в Алматы. В те времена выходила казахстанская «Пионерская правда». И вот в этой газете меня напечатали. Это было что-то! Тогда всё от нас, репрессированного народа, было отрезано. Слово «чеченец» нельзя было произносить. В 1952 году вышло мое первое стихотворение «Зима» в советской «Пионерской правде». Никогда этого не забуду. Отец был сапожником, а мама нигде не работала. Нас 10 детей, а отец еще и инвалид – с ногой больной. И вот к нам приходили гости, разговаривали со мной, им понравилось то, что вот я, чеченский мальчик, печатаюсь в московской газете. Вот это было мое начало.
В 1957 году мы вернулись на родину. В 9-м классе я печатался в школьной газете. После 10 класса поступил в нефтяной институт и печатался уже там. Со второго курса пришлось перейти на заочное образование и пойти работать. В селении Бамут начал преподавать физику и математику. Проработал почти 10 лет. Оттуда меня призвали в армию, в Уральский военный округ. Позже мои стихи печатались в газете «Грозненский рабочий», «Вайнах», и они многим нравились. Я это с гордостью говорю. Потом я уехал в Алмату и печатался в журнале «Простор». В 1979 году вернулся домой в Грозный. Был помощником председателя Чечингпотребсоюза Магомеда Мамаева. Он очень любил мои стихи. Стал печататься в газетах, журналах в Ростове, Новосибирске, Москве. Позже поехал руководителем группы из 42 человек в туристическую поездку: в Болгарию, Венгрию, Румынию, — где также печатали мои стихи, и я журналы даже привез с собой.
В 2000 году при бомбежке нашего села Кулары мы спали с матерью рядом, голова к голове. Как-то ночью ударили три или четыре ракеты из Урус-Мартана: запустили пьяные российские солдаты. Матери попал снаряд прямо в живот, она погибла на месте, меня выкинуло в дверь… Все газеты, журналы с моими стихами до единого там сгорели. Вся моя память сгорела. Позже написал другие, и они печатались в Иордании. За последние годы у меня вышло 15 книг. Я благодарен своему народу, без него я ничего не стою. Я чуть-чуть вижу дальше, лучше и больше только потому, что опираюсь на свой народ.
- В чем заключается путь писателя?
- Первое: получить чисто человеческое удовольствие от того, что мне Бог подарил эту искорку таланта. И этот скромный талант использовать во благо народа. И чтобы другим народам я мог передать, что пережил мой народ.
Второе: чтобы моим трудом был доволен Всевышний.
И третье: чтобы будущие потомки вспоминали меня и говорили «спасибо», и это будет самое ценное на этом пути.
- Ваши стихотворения никого не оставляют равнодушным. Они глубоко проникают в душу и манят какой-то огромной силой. В них так много искренности и чувств. И мне хотелось бы поинтересоваться, откуда Вы берете вдохновение на создание таких шедевров? Как это у Вас получается?
- Видишь ли, я отражаю жизнь, какой её вижу. Пишу в своих стихах о пророке Мухаммаде (с.а.в.) и, вдруг, пишу о легендарном русском генерале Бароне Врангеле, также могу написать о пьянчужке, который ничего не имеет и только пить может, могу написать о дураке, который с автоматом в руках хочет все радикально изменить. Я могу критиковать, мол, «ребята, так нельзя, а так можно». И самое главное, я стараюсь не проходить мимо любой интересной темы. Из текущей жизни беру для себя темы. Кстати, великий поэт Александр Блок – мой идеал в поэзии, сказал, когда у него спросили: «Александр Александрович, о чем должен писать поэт?» Он ответил: «Человек, время и пространство». Туда всё входит. Вот я иду по жизни с этим советом великого русского поэта.

Я благодарен Аллаху за то, что он мне позволил видеться, общаться, сидеть рядом с легендами поэзии. С умершим недавно Евгением Евтушенко мы были друзьями. Также был хорошо знаком с Расулом Гамзатовым. Много их. Вот это для меня опора.
- И последнее. Что бы Вы пожелали молодежи?
- Обращаясь к молодым, я сказал бы: «Учитесь! Никогда не забывайте, что вы – чеченцы, что вы – мусульмане. Запомните: вы – будущее нашего народа и вы будете отвечать за наш народ. Когда ты в Грозном, ты представляешь Гудермес, правильно? Когда ты в Москве, ты представляешь Чечню. Когда будешь в Америке, будешь представлять Россию. Никогда не теряйте этого понимания. И самое главное — человечность. Доброта к любому человеку. Кто бы ни был: еврей, русский, армянин, осетин — неважно. Один плохой поступок позорит весь народ. Никогда не забывайте, откуда вы. Не теряйте свою честь!»
- Благодарю Вас, Умар Денелбекович, и желаю Вам дальнейших творческих удач, крепкого здоровья и долгих лет жизни.

Беседу провела
Инжила Абдулхаисиева,
учащаяся 11-го класса
гимназии №3 г. Гудермеса


Интервью с заместителем директора Гудермесского Центра образования
Кехурсаевой Тоитой Вахаевной
- Тоита Вахаевна, нравится ли Вам Ваша работа, и что сложнее, быть учителем или завучем?
- Работа моя мне, безусловно, нравится. Школа – это ведь такое учреждение, где без любви к своей профессии человек не должен и не может находиться. Недаром говорят, что педагог – это призвание и это миссия. Да, это непростой труд, требующий полной самоотдачи, творческого мастерства и ответственности, но, вместе с тем, труд благородный и благодарный в виде признательности твоих учеников.
- Возникают ли у Вас проблемы на работе, и как Вы их решаете?
- Я, как уже сказала выше, люблю свою работу, люблю детей, уважаю своих коллег, и это обстоятельство уже упреждает возникновение каких бы то ни было проблемных ситуаций. Вообще в нашем учреждении очень хорошая атмосфера, все знают, зачем они здесь. И учащиеся, и учителя мотивированны. Немалая заслуга в этом, то есть в наличии у нас спокойной, деловой атмосферы, и нашего директора, опытного педагога Абдул-ХакимаСаралиева.
- Скажите, если у вас какой-то ученик халатно относится к учёбе, что его ждёт в будущем?
- В целом учителя контролируют ситуацию и своевременно реагируют на таких учащихся, если же в течение года кто-то продолжает отставать в учёбе, он будет оставлен на второй год и не будет допущен к экзаменам. Строгость – это тоже необходимый компонент педагогики.
- А бывает у Вас свободное время, и как Вы его проводите?
- У педагога никогда не бывает вдоволь свободного времени, и это широко известно. Дело в том, что забота о детях, беспокойство за их учёбу, за их досуг не ограничиваются стенами школы. Они всегда в наших мыслях, в наших планах и отчётах. Нередко после работы идут звонки от учителей, от учащихся по тем или иным вопросам. Таким образом, для нас понятие «свободное время» весьма относительное.
- Как Вы думаете, интернет во благо нашим детям или в ущерб?
- Интернет – это данность нашего времени, с которой, в любом случае, нельзя не считаться. Запреты здесь, естественно, неуместны. Всё зависит от того, злоупотребляет ли ребёнок доступом к интернету или нет. Безусловно, здесь необходим контроль со стороны родителей, причём контроль умеренный, разъясняющий и воспитывающий, и, конечно же, мы, учителя, должны также вести соответствующую работу с подрастающим поколением с тем, чтобы интернет стал источником полезной информации для детей и не оказывал негативное воздействие на их неокрепшие умы.
- Что Вас подтолкнуло к тому, что Вы стали завучем?
- Когда я училась в школе, это была железнодорожная СШ №107, у нас завучем была очень добрая и внимательная женщина Валентина Алексеевна. Она оберегала меня, шестиклассницу, росшую без отца, со своими детскими проблемами и обидами. И вот эта её поддержка, этот сохранившийся в душе светлый образ и подвигли меня к выбору. Я часто вспоминаю её, пытаюсь быть похожей на неё, а насколько это у меня получается, наверно, со стороны виднее.
- Можно только приветствовать то, что Вы нашли своё место в жизни. Успехов Вам, и спасибо за беседу.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

5