Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

17.05.2017 16:59 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31-34 от 17.05.2017 г.

История школы №116

Автор: Х.БОРХАДЖИЕВ
Источник: По материалам краеведа Д. РУССКОВА (1990год)

Гудермесский железнодорожный узел Владикавказской железной дороги был основан в 1893 году (так тогда называлась ныне Северо-Кавказская железная дорога). В первые два десятилетия ХХ столетия он расширялся. К Гудермесу подошли поочередно: Гудермес-Петровская ветвь, затем Гудермес-Прохладненская, чуть позже Гудермес-Червленно-Узловая-Кизлярская. Гудермесский узел стал крупнейшим железнодорожным узлом на Владикавказской ж/д. Крупной стала и станция с многочисленными разъездными и формировочными путями в Западном и Восточном парках, вошло в эксплуатацию основное паровозное депо (1914г.), вагонный участок и другие службы. На станции работали железнодорожные рабочие не сотнями, а тысячами. Был построен рабочий поселок. В нем было много детей школьного возраста. Но школы в Гудермесе не было. Акционерный Совет Управления дороги все откладывал ее строительство, хотя и наметил ее строительство только на 1909г. В отжившем свой век в классном пассажирском вагоне в начале века для младших школьников по настоянию начальника станции Можелевского была в одно время организована двухклассная школа для детей начальства, машинистов и других ведущих профессий железнодорожного транспорта и узла. Она просуществовала недолго, дети вынуждены были из Гудермесского ж.-д. поселка ходить в четырехклассную церковно-приходскую школу в станицу Кохановскую (ныне Кундухово), ездить поездом в Хасавюрт, но, в основном, в Грозненское ж.-д. училище (школу) на станцию Грозный, где им организовали общежитие. Основная же масса детей железнодорожных семей Гудермеса не была охвачена учебой.
Лишь после Гражданской войны и революции, в 1924 году, наконец, в Гудермесе была построена дорожная средняя школа №7 (с 1959г. — №107), новое многоэтажное здание этой школы несколько лет тому назад безвозмездно передано Минпросвещению ЧИАССР, в распоряжение Гудермесского гороно. Школа тоже была одноэтажной с 7 классными комнатами, и к 30-ым годам занятия в ней проводились в три смены. Остро стоял вопрос о ее разгрузке. В эти годы Северо-Кавказская железная дорога разделилась на три самостоятельные дороги. Гудермесский ж.-д. узел отошел к Орджоникидзевской жедезной дороге.. Управление дороги приняло меры к срочному строительству на узле новой школы, детских садиков и домов. К этому времени в железнодорожном рабочем поселке построили много многоэтажных домов, дворец культуры – клуб имени Ленина, большую узловую больницу с поликлиникой, даже прекрасную цветочную оранжерею и сквер-парк.
На западной стороне поселка в 1938 году развернулось строительство средней двухэтажной школы. 1 сентября 1940 года новостройка вошла в эксплуатацию под №16 (по номерам школ на дороге). Называлась она «Средняя общеобразовательная железнодорожная школа №16 Орджоникидзевской жедезной дороги». Управлением был назначен директором школы опытный педагог Сакун Павел Федорович. Его заместителем и завучем школы стал Пащевский Игнатий Алексеевич. Первый – математик, второй – литератор. Отличались высокой культурой и педагогической компетентностью и организаторскими способностями.
Одновременно с назначением руководства школы сюда была послана на должность старшей пионервожатой активная комсомолка – 20-летняя Вера Павловна Антоненко. Она стала активным организатором пионерской и комсомольской работы. Роль старшей пионервожатой в школах в то время была велика: этот человек, по существу, был замом директора по воспитательной работе.
К началу учебного года директором и его заместителем был подобран весь педагогический коллектив по всем предметам. В школу шли не по назначению, а по приглашению. Вот почему ж.-д. школы учительскими кадрами были обеспечены лучше наркомпросовских.
К началу учебного года эти учителя получили 25 квартир из фонда Управления дороги и 3 – из фонда директора школы. Остальные проживали либо в собственных домах, либо на квартирах на временной основе. В начале 1940-1941 года к работе приступили более 30 учителей с полной учебной нагрузкой. Это такие педагоги, как: В.И.Волошина, С. А. Фридрих, З. И. Пархоменко, Е.Г.Лазуренко, А.И.Рейдина, З. В. Власова, Ф. М. Фунтиков, К. П. Редько, М. М. Коновалова, Н. Д. Рябикина, И. И. Кузменко, А.В.Игнатенко, Д.Н.Соломина, Е.В.Охцимская и другие преподаватели старших классов. Учителями начальных классов были: А.Д.Денисенко, Ф.А.Чайка, О.А.Кравцова, Е.М.Ткаченко и другие.
Учебная площадь новой школы составляла 610 кв. метров. Отопление – от собственной котельной. Школьный земельный участок составлял 20370 кв.метров – для сада, школьных игровых площадок, теплицы, цветников и т.д.
Шефы школы – локомотивное депо. Были закуплены учебно-наглядные пособия.
В апреле 1941 года Гудермес получил статус города, достигнув населения – 13000 тысяч человек. После Грозного он был вторым городом в ЧИАССР. Летом 1941 года мирный труд гудермесцев, как и во всей стране, был прерван войной. В октябре школу отдали под госпиталь. Санитарные поезда все шли и шли, и вскоре госпиталь эвакуировали, а здание заняли воинские части, затем – военные летчики. Вся станция была занята поездами с эвакуированными, воинскими эшелонами, поездами с нефтепродуктами. Из Грозного нефтеналивные поезда без остановок, на предельной скорости следовали в Западный парк и после небольшой стоянки выходили на Терский ход и устремлялись в Прохладный, Минводы и дальше. Фронту нужен был бензин, керосин и т.д.
Ветка от Гудермеса до Кизляра также была забита поездами. В Кизляр шли эшелоны со строителями-железнодорожниками и военными стройбата: там началось строительство дороги до Астрахани. Эта стройка «Кизляр-Астрахань» стала стратегической. Гудермесские железнодорожники в ритм войны как-то сразу вошли. Здесь формировались бригады машинистов, а вагонники проводили осмотр и ремонт бронепоездов, готовили пулеметные бетонные гнезда и другие военные конструкции оборонительного назначения. В локомотивном депо военные инженеры со слесарями и токарями наладили производство минометов. Гудермесский узел бурлил, кипел денно и нощно. Взрослое население уходило на фронт. Не хватало рабочей силы на транспорте. Школа была закрыта, учащиеся снова перешли в ж.-д. школу №7. Однако тем из ребят, кому было 14 и более лет, учиться не пришлось: они шли в отделы кадров и просились на работу.
Женщины становились помощниками машинистов, учились «на ходу», а школьники становились токарями, слесарями, монтерами. Возвращались на транспорт пенсионеры, они и брали шефство над ребятами. Бывшие ученики становились профессиональными рабочими.
Из школы в первый месяц нового учебного года ушел на фронт в качестве офицера завуч школы И.А.Пащевский, за ним вскоре призвали директора школы П.Ф.Сакуна и еще других учителей-мужчин. Затем призвали в армию выпускников школы, которым исполнилось 18 лет. К этому времени шла битва за Сталинград, немцы рвались и на Кавказ…
Ожесточенные бои завязались возле Владикавказа, вблизи Эльхотовских ворот, у Малгобека. Фашисты бомбили Грозный, собирались захватить железнодорожную магистраль на Баку. Гудермес становился прифронтовым городом. Битва за Кавказ стала упорной и ожесточенной. Потерпев поражение под Сталинградом, немцы теряя все больше живой силы и техники, стали отступать. Советская Армия гнала фашистов на Запад. Совинформовские сводки приносили все больше сообщений о наших победах, но случались и похоронки. В 1942 году были получены сообщения из фронта о гибели учеников школы: В.Г.Комнатного, И.Т.Радецкого, Н. С. Сологубова, Ю. В. Шарова, И. Е.Юрина, Н.Г.Яхненко, а в 1943 году пришли похоронки на А. М. Багно, В. Д. Грязева, А. П. Нестеренко, И. П. Неженского, К. И. Коновалова, Г. Н. Сергиенко, А.В.Чурикова, Н.Г.Щербина и других.
На территории школы возвели обелиск с фамилиями погибших учеников на фронтах Великой Отечественной войны. Их там было 23 человека. В школе имелся небольшой музей, витрины которого рассказывали об истории школы. Война закончилась. Те, кто в годы тяжелых испытаний ушли в 14-летнем возрасте на производство, решили закончить свое среднее образование. И его они получали в вечерних школах, профтехучилищах, техникумах.
Школа №16 в 1959г. в связи с укрупнением СКЖД получила номер 116. Продолжая учиться, выпускники школы стали специалистами с высшим образованием. После они работали в самых различных отраслях народного хозяйства страны. В интернациональной школе учились русские и чеченцы, украинцы, кумыки и т.д.
Вернулся с войны П.Ф.Сакун и вновь возглавил школу. Далее 20 с лишним лет директором школы был Ф.И.Назаренко. Его сменил И.И.Шопин.
16-я (116) школа в городе всегда пользовалась заслуженной славой и авторитетом. В этом учреждении долгое время работали: М. Д. Серенко, П. С. Михайлова, В. Н. Шаповаленко, Е. Г. Борисенкова, В.С.Вержакова, А.Т. Щегалева и другие.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

1005