Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

17.05.2017 16:31 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31-34 от 17.05.2017 г.

О боях, пожарищах, о друзьях – товарищах (Светлой памяти фронтовика Хаси Течиева посвящается)

Автор: Ислам НАСУХАНОВ
член Союза журналистов РФ, c.Ножай-Юрт

Хаси Течиев родился в 1915 году в селе Ножай-Юрт. Это были смутные времена, когда Российская империя доживала свой век. Он рано лишился родителей и старшего брата, поэтому во всем вынужден был полагаться на самого себя. Однако Великая Отечественная война застала Хаси уже в самом расцвете сил. К тому времени он работал учителем в селе Беной Ножай-Юртовского района. Из этого же села была и его супруга Себилат.
Вскоре Хаси добровольцем уходит на фронт. В начале сентября 1942 года в Чечено-Ингушетии была проведена первая мобилизация добровольцев, и на Закавказский фронт отправилось более двух тысяч добровольцев-чеченцев. Здесь же была сформирована 317 стрелковая дивизия (второго формирования) 58-й армии. В состав дивизии вошли 571, 606, 761 и 773 артиллерийские полки. Командиром ее был Н.А. Швареев, военным комиссаром — А.Т.Мусатов. Боевые действия 317-я стрелковая дивизия начала на Моздокско-Малгобекском направлении в районах населенных пунктов Сагопши, Пседах, Кескем и др. Затем дивизия сражалась с фашистами под Прохладным, Буденновском, Георгиевском, Минеральными Водами, Новороссийском и на Таманском полуострове, освобождала Украину. А с 24 апреля 1944 года, в составе уже 18-й армии, участвовала в боях за освобождение Карпат, с 18 ноября 1944 года по 13 февраля 1945 года – освобождала от фашистов Венгрию.
Из хроники боевых эпизодов с участием 317-й стрелковой дивизии видно, насколько кровопролитные бои пришлось вести Течиеву с сослуживцами: «По крутым склонам местности, возвышающейся под плавнями хутора Белый и поселка Стрелка, гитлеровцы возвели мощные укрепления. Сюда они согнали жителей селений на строительство так называемой «Голубой линии». В освобождении поселка Стрелка участвовал 701 стрелковый полк под командированием Наталова Петра Борисовича и комиссара полка Склярова Андрея Поликарповича, а также 606-й с/полк и штрафной батальон. Подполковник 761-го с/п М.А. Дубчак вспоминает: «В ночь с третьего на четвертое октября нашими бойцами были уничтожены первые эшелоны окопов. Автоматчики капитана Изварина проникли в траншеи врага и уничтожили еще две огневые точки, потом напали с тыла; фашисты бросились бежать, бои еще продолжались. Большинство фашистов было уничтожено, и потери 761-го стрелкового полка были большими: из 500 солдат в живых осталось только 180 воинов». За боевые действия и героизм, проявленные при ликвидации укрепленного узла хутора Белый и поселка Стрелка, многие воины были награждены орденами и медалями.
Вспоминая с гордостью и горечью «о боях, пожарищах, о друзьях-товарищах», полковник М.Д. Литовка написал книгу «Кубань в огне». В разведке 606-го полка 317-й дивизии он прошел от Киева до Карпат, добывая в огне сражений победу над врагом. 317-я стрелковая армия в конце 1943 года была переведена в 18-ю армию и переброшена на Украинский фронт. Уже реже стали поступать весточки от Хаси домой, в Чечню. В январе 1944 года они сражались на Житомирском направлении, 13 мая 1944 года части их дивизии вели бои в Западной Украине. В сентябре 1944 года в ходе советского наступления в Восточных Карпатах части 317-й стрелковой дивизии действовали на правом фланге 18-й армии.
Гитлер был полон решимости удержать венгерскую столицу – город Будапешт. Особое значение он придавал нефтяному району Надьканижа, заявляя, что можно скорее пойти на сдачу Берлина, чем на потерю Венгрии и Австрии.
Советским войскам противостояла немецкая группа армий «Юг» под командованием генерал-полковника Ганса Фриснера в составе 35-й дивизий, в том числе –9 танковых и моторизованных и 3 бригад, а также остатки венгерской армии. В распоряжении немецкого командования было в общей сложности 190 тысяч солдат и офицеров, заблаговременно сильно укрепленный большой город и три рубежа обороны, которые упирались своими флангами в Дунай севернее и южнее города (составная часть оборонительной линии «Маргерет»).
Советские части встретились здесь с упорным сопротивлением немцев, которые иногда несколько раз переходили в контратаки. Именно здесь, ворвавшись в составе передового отряда на окраину Будапешта в конце декабря 1944 года, получил смертельное ранение Хаси Течиев, совершив ратный подвиг, достойно представив многострадальный чеченский народ среди других братских народов Советского Союза, он ушел героем в вечность.
Мужественный разведчик Течиев так и остался лежать в чужой земле. Родным Хаси не придет даже простое извещение «Пал смертью храбрых… », так как домашний адрес «получателя» будет отсутствовать по причине депортации чеченцев. Имя героя отнесут к бесчисленной когорте советских воинов, павших и пропавших без вести. И только однополчанин сумеет после войны донести до родных небольшие фрагменты его фронтовой жизни.
Ныне не секрет, что многие воины-чеченцы, чтобы достойно закончить свой фронтовой путь,вынуждены были скрывать свою национальную принадлежность. После депортации народа некоторые чеченцы в силу своих выдающихся подвигов и широкой известности на фронте сумели пройти весь фронтовой путь, не скрывая этнической принадлежности, рядовых же бойцов прикрывали их командиры, высоко ценившие воинские качества чеченцев. В результате многие ратные подвиги чеченских воинов в Великой Отечественной войне так и остались неизвестными.
Безвозвратные потери Красной Армии в ходе Будапештской операции составили более 80 тысяч человек, ранеными –более 240 тысяч человек. Потери противника составили до 50 тысяч убитыми и 138 тыс. пленными. Венгерская операция оказалось самой кровавой, беспощадной, тяжелой и длительной среди всех операций Красной Армии в Восточной Европе.
Спасибо нашим воинам, известным и безвестным, за Победу!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

103