Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

17.05.2017 16:37 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31-34 от 17.05.2017 г.

Тамада

Автор: Х.АХМАДОВ

Более ста лет назад тамада кадарийского тариката Сулейман, который поднял честь и славу села Брагуны своим верным служением Аллаху, пропагандой веры и угодными Аллаху делами, собрал мюридов тариката и говорит:
- Чтобы быть тамадой кадарийского тариката и села, известного своими угодными Аллаху делами, нужно, кроме желания, еще и здоровье, ясное мышление и память. Видите сами, я постарел, силы и память сдают. Боюсь провиниться перед Аллахом, вам надо выбрать молодого, энергичного тамаду. Предлагаю на своё место Алпаута…
Присутствующие, взвесив лучшие качества Алпаута, пришли к согласию.
- Дорогие братья мои, я благодарю всех за оказанную мне честь, но я боюсь, что не справлюсь с таким важным поручением. Я вас очень прошу уговорите Сулеймана, пусть он предложит на эту должность другого! — заявил Алпаут.
Но Сулейман сказал:
- Его скромность подтверждает правильность нашего выбора. Я знал, что человек он совестливый. А где есть совесть, там и сила воли, стойкость, выдержка, самообладание, а еще – смелость и милосердие. Нам некого избрать, кроме тебя. Мы будем приходить к вам молиться. Тогда не сможет не согласиться… Алпаут не смог противостоять просьбе мюридов.
На второй день Алпаут идёт к Сулейману за советом.
- Сын мой, я оставляю тебе тяжёлую, но почётную ношу. «Честь села, честь родины сильнее мук ада», говорят у нас. Все мусульмане в округе, начиная с Андийских гор до терских сёл, приезжают в Брагуны, как в Мекку. Говорят «Воля разрушит скалы». Сильному человеку сама жизнь – устаз (учитель). Ты постарайся мобилизовать мюридов, и Аллах поможет тебе. Понадобится моя помощь, приходи – помогу.
Алпаут, вернувшись домой, уединился, занялся самоанализом своей деятельности и в первую очередь подверг себя беспощадной критике. А потом, подводя итог, пришёл к выводу: поставлен конец «вольной» жизни, к личной чести прибавилась и честь общества.
- Стало быть, надо поднять честь мюридов перед верой, перед обществом в целом. Это главная обязанность для тамады. Для этого в первую очередь надо всех верующих сплотить и мобилизовать на общественно — полезные дела. А это задача не из лёгких, — думал Алпаут.
Тамада стал каждый понедельник и четверг по вечерам собирать к себе мюридов и совершать намаз и другие акты служения Аллаху.
Со временем стала заметно улучшаться дисциплина мюридов и увеличиваться их число. Много было и приезжающих в Брагуны – верующих из Дагестана и Терских аулов, а также из Ичкерии и Ингушетии. Хотя в селе было 6 мечетей, для гостей, которые совершали акты служения Аллаху почти круглые сутки, в доме Алпаута становиться на намаз было тесно.
- Для хозяина важнее гостя сам гость, — подумал Алпаут и, отложив все дела, в течение нескольких месяцев во дворе построил большой молельный дом (мечеть), который действует до сих пор.
Чтобы зикры шли организованно и продуктивно и воздействовали на чувства верующих, он отобрал самых голосистых и дисциплинированных мюридов. Алпаут сам обладал звонким голосом и обаятельным видом, умел вдохновлять мюридов на богоугодные дела.
Мюриды стали активно вмешиваться в хозяйственные вопросы села. Каждое утро после намаза Алпаут обходил село, обращая внимание на санитарное состояние и благоустройство улиц и домов. Особое внимание уделял на чистоту и благоустройство кладбища.
- Кто не уважает усопших, не имеет будущего, — говорил Алпаут. Не оставались вне его внимания и житейские вопросы: примирение поссорившихся, материальная помощь нуждающимся семьям вплоть до строительства жилого помещения, обход и помощь больным и много другое.
Когда был установлен порядок в селе, Алпаут со своими мюридами стал наводить порядок в соседних сёлах.
Как-то казаки пожаловались, что их скот воруют брагунцы. «Хоть они и иноверцы, но дети единого Всевышнего. Кто уважает свою веру, не должен обижать иноверцев. Лучше умереть с голоду, чем жить на ворованном», — говорил Алпаут…
- Это не брагунцы воруют скот, а всякие проходимцы из других сёл, — возразили мюриды.
- В таком случае нужно поставить им заслон, — заявил им Алпаут. И действительно за короткое время, организовав дежурство, закрыли дорогу скотокрадам.
Далее отношение с казаками перерастает в куначество. Алпаут частенько встречался с одним из грамотных мулл – Абдурашидом, чтобы изучить арабский язык. Он уже готовился к паломничеству в Мекку. Узнав об этом, стали готовиться к хаджу и другие односельчане, а также многие жители из других сёл и районов. Их поездка стала большим событием в округе.
После этого количество приезжающих в с.Брагу ны из других сёл и районов значительно выросло. Они потом вместе направлялись в Веденский округ, к святыне – к могиле матери Конта-хаджи. По рассказам старожилов, длина потока повозок и людей достигала 3-4 километров.
Алпаут был против разделения тарикатов.
- В мусульманской религии 73 тариката. Это разные пути к единому Аллаху. Бранить один из них — снизить свой тарикат. Уважение к другим тарикатам –верное служение своему тарикату, — учил он.
В отношении к молодёжи придерживался главной линии – мюриды должны быть примером для всех в верном служении Аллаху и своим поведением в повседневной жизни.
Жизнь не раз испытала Алпаута на прочность духа. Как-то на скачках его старший брат был тяжело ранен. Виновник, боясь мести, скрылся, выехав из села. Услышав, что он семьёй собирается переселиться в другое место, Алпаут побывал у них в гостях и сказал семье, чтобы они никуда не уезжали, мол, нас, брагунцев, не так много, чтобы жить врозь. Мы даже принимали в свою «семью» кровников. Жить, распыляя своих, — душить самого себя. Пусть немедленно возвратится — устроим примирение. Мы все братья по вере, по духу, а это выше даже кровного братства. Примирение состоялось.
В другой раз к Алпауту приехал из Аксая его приятель Яраш с жалобой, мол, засватанная сыну невеста сбежала из дома и вышла замуж за другого. Алпаут, поняв намёк кунака, в тот же день выдал свою сестру — красавицу за его сына. Тяжело было? Очень! Достоинство и честь легко не строятся.
Был еще случай. Сосед Алпаута Алых на вечеринке подрался с одним земляком и поранил его. Прибежала вооружённая группа. Но, увидев выходящего из ворот Алпаута-хаджи, остановилась и притихла. А потом, послушав его, вернулась обратно. Состоялось примирение. Брагунские мюриды не только принимали гостей, но и сами во главе с Алпаутом ездили в гости в другие сёла, чтобы совместно совершать зикры и молитвы.
В одной из таких поездок в отдаленное село, после совместных молитв и зикра, Алпаут с двумя мюридами остался на ночь в одной бедной семье. Увидев нищету и тесноту в доме, мюриды стали уговаривать Алпаута поменять ночлег. Алпаут отправил их, а сам остался. Время действительно было тяжёлое, но Алпаут, идя в гости, всегда придерживался принципа – держать желудок налегке… Немного отдохнув, Алпаут-хаджи совершил омовение и целую ночь проводил на молитвенном коврике.
По словам наших старожилов, известный на всем Северном Кавказе Конта-хаджи неоднократно бывал в Брагунах.
- Брагунцы – тюрки, выходцы из Аравии. Их язык нужен на этом и на том свете, и поэтому к ним и отношение должно быть самое учтивое, — говорил Конта-хаджи.
Весной 1919 г. ставленник Деникина Лазарь Бичерахов вместе с белоказаками жестоко расправился в Гудермесе с местными партизанами, а потом дотла сожгли Умаханюрт (Кундухово). Оставшихся в живых стариков и женщин грабили разбойники всех мастей. На помощь пришли Алпаут-хаджи со своими мюридами, которые обеспечили охрану и безопасное переселение из Умахан-Юрта в ст. Щедринскую, выделив транспорт и организовав переправу через реку Терек. А часть умаханюртовских казаков брагунцы переправили через терский мост в ст. Червлённую.
Через год разведбронепоезд 11-й армии останавливается напротив с.Брагуны. направив орудия в село.
Алпаут-хаджи, взяв с собой в качестве переводчика князя Бийсултана, спешат к бронепоезду. Разведчики с бронепоезда, взяв с собой Алпаута, возвращаются в штаб, расположенный в ст.Червлённой.
Казаки, которые накануне переселились из Умахан-Юрта в Червлённую, увидев идущего под конвоем Алпаута, встревожились и пришли на помощь. Они рассказали, как Алпаут со своими людьми помог им во время переселения и таким образом выручили уважаемого брагунца.
В те смутные времена, когда подвергались уничтожению многие сёла, Алпаут-хаджи, как тамада, смог обеспечить благополучие сельчан и целостность села и этим самым завоевал большой авторитет не только среди односельчан, но и в округе. Алпаут-хаджи умер в 1922 году. На его похоронах было столько людей, что они не вмещались на территории кладбища. Он жил больше для людей, чем для себя, что доказывает, что Алпаут-хаджи был настоящим тамадой.
Алпаут – означает большой, сильный, могущественный. И вся его кипучая деятельность целиком и полностью была направлена на благо сельчан и пропаганду мусульманской веры. Да благословит его Аллах на том свете. И сейчас его почитают не только в Брагунах, Дарбанхи и Виноградном, но во многих сёлах Чеченской Республики, Дагестана, Ингушетии и Осетии. Исправно работает мечеть, построенная Алпаутом-хаджи в своём дворе и дом — мечеть в Дарбанхи, построенный его сыном. Их посещают мюриды по понедельникам и четвергам, как было установлено самим Алпаутом-хаджи в своё время. Паломники, выезжая в Мекку и другие святые места и возвращаясь оттуда, регулярно посещают могилу Алпаута-хаджи, читают дуа, раздают подаяние. Память нетленна. И надо нам сегодня умело пользоваться ею в духовно-нравственном воспитании молодёжи.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

24