Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

06.05.2017 15:25 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 29-30 от 06.05.2017 г.

С нами вера, с нами Бог

Автор: Вахит БИБУЛАТОВ

Когда чеченский народ сталкивается с очередной трагедией, основной груз испытаний ложится на хрупкие плечи наших матерей. В час роковых испытаний наши женщины бок о бок с мужчинами самоотверженно защищают свои дома, своих близких и родных. Будучи спецпереселенцами и находясь вдали от родины, наши сестры и матери, опять же наравне с мужчинами, стойко переносили все тяготы и лишения ссыльной жизни. События последних десятилетий также явились очередным доказательством того, каким терпением, стойкостью и отвагой обладают наши женщины.
В нашей общей истории было немало женщин, проявивших на разных ее этапах мужество, отвагу, порядочность, недюжинные умственные способности. Перечислять имена всех достойных женщин можно очень долго, но все же несколько имен хотелось бы упомянуть: истинная чеченка, геройски погибшая при защите родного села Дади-Юрт, Дадин Айбика; участница военных действий против царской России Таймасха Гехинская; уроженка с. Новые Атаги, принявшая активное участие в революционных Стодневных боях, Фатима Арсанова; узница сталинских тюрем Малика Чикуева, сочинительница песен (узамаш), посредством которых сквозь десятилетия наша история становилась доступной представителям подрастающего поколения.
В первые годы ссылки нашим предкам приходилось в буквальном смысле выживать в тяжелейших условиях. Для чеченца чувство собственного достоинства всегда было дороже жизни. Это было стержнем чеченского характера. Молодые люди попадали в тюрьмы, лагеря и на рудники, а иногда и погибали, защищая свой народ, не сгибаясь под произволом и несправедливостью властей. Как писал «узник совести» Александр Солженицын: «Но была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности, – не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это были чечены». Наверное, именно поэтому чеченцев, хоть и называли врагами народа, уважали представители других национальностей.
В те времена многие чеченцы считали выселение безумной ошибкой и были уверены, что Сталин ничего об этом не знает.
Очень болезненно проходила адаптация чеченского народа к географическим, климатическим и этнографическим особенностям новых мест.
Во время выселения через тюрьмы прошли не только мужчины, но и женщины. В результате всего этого много детей попадало в детские приюты, воспитывались в детдомах и интернатах, оторванные от своего народа и своих корней.
После окончания Великой Отечественной войны фронтовики-чеченцы в поисках своих родных и близких тоже были вынуждены переселиться в Сибирь.
Чеченские мужчины работали на лесоповалах, стройках, заводах, фабриках. Работали в сфере торговли, культуры, завскладами, простыми тружениками, шоферами, трактористами и комбайнерами. Много людей из числа спецпереселенцев было задействовано в горнодобывающей промышленности (шахты и рудники). Они были ударниками труда и имели награды за свой доблестный труд. Из-за отношения к труду и умения строить отношения с людьми других национальностей постепенно менялось отношение к чеченцам коренных жителей Казахстана.
В 1947 году органы НКВД фиксируют, что голод среди чеченцев почти прекратился. Аналитические сводки называли несколько причин, благодаря которым чеченцы в массе своей перестали голодать: «Улучшение продовольственного положения объясняется тем, что абсолютное большинство спецпереселенцев ведут свои собственные хозяйства, имеют в личном подворье крупный и мелкий скот, домашнюю птицу, с приусадебных участков и огородов взяли хороший урожай кукурузы, картофеля и овощей, что и явилось основным источником питания в зимний период…»
Способность чеченцев самоотверженно трудиться быстро оценили и хозяйственные руководители, которые, начиная с 1947 года, стали прибегать к необычной форме поощрения лучших работников из числа депортированных. Им в качестве награды за добросовестный труд выдавали крупный и мелкий скот, что в то время было гораздо важнее почетных грамот, орденов и медалей. Так, согласно сводкам НКВД за 1947 год, спецпереселенцам в качестве премии было передано 255 голов крупного и 2935 голов мелкого скота. В соседней Киргизии – 322 голов крупного и 5942 голов мелкого скота.
И, наконец, с 1948 года спецпереселенцев начинают представлять к правительственным наградам. В Казахстане среди спецпереселенцев почти 5 тысяч стахановцев и ударников труда, из которых медалью «За доблестный труд» награждено 56 человек, премировано скотом 278, деньгами и промышленными товарами – 3449 человек. К званию Героя Социалистического Труда представлено 8 человек, к орденам и медалям (включая высший орден СССР — орден Ленина) – 71 человек. Правда, в отличие от представителей других народов, в том числе и спецпереселенцев, представления чеченцев и ингушей к высшим наградам, особенно к званию Героя Социалистического Труда, не утверждались. Вместо них эти награды получали работавшие рядом с ними представители других народов, чаще всего бригадиры, председатели колхозов и т.д.
В соседней Киргизии 19 человек представлены к правительственным наградам, включая ордена Ленина и Трудового Красного Знамени, медали «За доблестный труд» и «За трудовое отличие». Сколько чеченцев получили эти награды – неизвестно.
Одним из самых известных «ударников труда» в Казахстане был уроженец Толстой-Юрта Ката Умаев, который свою первую правительственную награду получил в 1947 году – это была медаль «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны». Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении был подписан еще 6 июня 1945 года, т.е. всего через полтора года после выселения, когда режим содержания спецпереселенцев мало чем отличался от лагерного. Уже в 1951 году ему был вручен первый орден Трудового Красного Знамени, а спустя всего один год – еще один. Причем вторую награду он получил за рационализаторское предложение (изобретение), которое помогло спасти урожай по всей Северо-Казахстанской области. Прошло еще пять лет, и К. Умаев был представлен к званию «Герой Социалистического Труда». Однако кто-то в Москве решил, что для спецпереселенца достаточно и ордена Ленина. (Журнал «Нана», №7, 2009 «Еще раз о выселении и традиционной культуре чеченцев»).
Мы все знаем, как нелегок труд горняка — лишь только сильным он по плечу. И вдвойне достоин уважения труд женщин, освоивших эту сверхтяжелую и опасную профессию. Чеченские женщины приняли достойное участие в республиканских и всесоюзных соревнованиях. На Джезказганском марганцевом руднике отметили К. Кусову, К. Кулаеву, А. Шерипову, А. Тарамову за перевыполнение нормы выработки. У них и других спецпереселенцев средняя месячная норма выработки составляла 100-150 %. Отлично справлялись с делом, выполняя свыше 150 % нормы Маржан Бацаева, Есита Бултышева, Халипат Хасуева, Пети Умарова, Марха Митаева и другие.
Долгие годы так и оставались непобитыми рекорды, некогда поставленные спецпереселенками на шахтах и рудниках Караганды, Джезказкана, Балхаша.
Кроме того, чеченцы, как и другие репрессированные народы, внесли огромный вклад в освоение целинных земель, в возведение новых городов, поселков и промышленных объектов Казахстана.
Черепанова Любовь Ивановна, 1925 г.р., заслуженный шахтер Каз. ССР, вспоминает: «В 1944 году, когда чеченцев выселили в Караганду, мне было 19 лет. Поселок наш состоял в основном из чеченцев и ингушей, и в дальнейшем стал называться «чеченским». Трудолюбивые чеченцы построили себе саманные домишки и начали трудиться на шахтах и стройках Караганды. Большинство из них трудились на шахте № 42-43. Шахту № 42-43 знали как «чеченскую». Я одна, русская, работала среди чеченок в бригаде у Анаса Дударова. Все чеченцы относились ко мне, как к сестре. Надо было видеть, какие прекрасные отношения были между этими людьми. Это были не просто соседи, это была одна большая семья. Вместе ходили на работу, уважали друг друга, делились последним куском хлеба. Говорить о выходных вообще не приходилось.
В чеченских семьях распространялась устная народная поэзия, песни религиозного содержания, песни на лирические и патриотические темы. Я сама пела их вместе с подружками Манаш, Кокой и Асмой. Живя в Казахстане, они оставались чеченцами и берегли память о своей прекрасной родине – родине предков».
Истинная сущность человека проявляется в испытаниях. Все вышесказанное только подтверждает, что чеченцы умеют держать удар судьбы. И в этом их дух и вера в Творца.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

0