Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

10.08.2017 10:59 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 51-52 от 10.08.2017 г.

Полувековой юбилей сельской школы

Автор: С. МУРДАЛОВ
Источник: «Вести республики», №57 (2950)

В сентябре этого года исполняется 50 лет со дня открытия в с.Энгель – Юрт Гудермесского района весьма внушительной и по нынешним меркам трехэтажной школы на 640 ученических мест. Многие недоумевают даже сегодня: как это стало возможно в то непростое время в одном из наиболее отдаленных населенных пунктов республики, который находится на самой границе с Дагестаном.
Но тем не менее школа была построена всего за 10 месяцев. Это был по тем временам рекордный срок. Ведь строительство подобных объектов в советское время тянулось годами.

... За полвека из стен школы вышло тысячи выпускников. Сегодня мы решили поговорить с одним из них – ныне известным журналистом, ученым и общественным деятелем Мовлой Камиловичем Осмаевым. После школы он окончил три высших учебных заведения. Получил специальности журналиста, экономиста и юриста. На журналиста учился в МГУ им.М.В. Ломоносова. Также окончил аспирантуру и докторантуру Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Получил ученую степень. Является почетным профессором Московского государственного университета, действительным членом Российской академии естественных наук. В настоящее время преподает на кафедре журналистики ЧГУ.
Достиг успехов и в служебной карьере: был главным редактором газеты, главой администрации Гудермесского района, министром культуры Чеченской Республики, руководителем управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ЧР и т. д.
Трудовые успехи М.К. Осмаева отмечены высокими государственными наградами: Указом Президента РФ ему присвоено звание заслуженного работника культуры Российской Федерации, награжден орденом Дружбы, а также многочисленными ведомственными и республиканскими наградами. Является почетным гражданином Чеченской Республики. Член Союза писателей и журналистов России.
Согласитесь, не каждая школа может похвалиться подобными успехами своих выпускников.
- Итак, Мовла Камилович, слово вам. Расскажите, пожалуйста, о родной школе. Вы, наверное, помните торжественный момент ее открытия.
- Да, конечно, помню. Ведь таких радостных событий редко бывало в жизни нашего поколения. Но я бы хотел начать с ретроспективы.
В 60-е годы прошлого столетия наше село представляло собой богом забытый край. Школа ютилась в небольшом здании барачного типа. В нем было всего несколько классных комнат, а также по 2 комнаты в двух арендованных частных подворьях. Вот и вся школа. К тому же она восьмилетняя.
О том, чтобы ездить в соседние села для продолжения учебы в старших классах, и речи не могло быть: кругом непролазная грязь, как говорится, ни проехать ни пройти. До трассы целых 12 километров, которые можно было преодолеть только на тракторе и то гусеничном.
И в этой ситуации, когда заговорили о строительстве в селе трехэтажной школы, некоторые этому не поверили. Но зато все знали в селе, что молодой председатель колхоза Усман Осмаев слов на ветер не бросает. «Раз он взялся за дело, доведет до конца», — говорили другие.
Сегодня нет среди нас У.Г. Осмаева (Дала декъалвойла иза), чтобы из первых уст услышать об истории строительства школы, но зато есть его книга «Энгель – Юрт и его люди», в которой он довольно – таки подробно рассказывает о своих хождениях по инстанциям, чтобы решить вопрос строительства школы и благоустройства села.
Вот что пишет Усман Геримсултанович в своей книге.
С конца 1963 года я начал заниматься решением вопроса строительства средней школы в Энгель-Юрте. Руководство Ножай-Юртовского райисполкома (тогда село наше относилось к данному району) мне сообщило, что на 1964-1965 гг. предусмотрено построить школу в одном из сел, переданных из Гудермесского района, а именно в каком селе, решит районное руководство совместно с министерством просвещения.
После разговора в райисполкоме я был у первого секретаря РК КПСС Асталова А.А. убедил его, что школу следует в первую очередь построить в Энгель-Юрте, чем в любом из равнинных сел района. В качестве аргументов обоснованности своего предложения напомнил ему, что село самое крупное по территории и количеству населения, наиболее отдаленное от райцентра и столицы республики. Он внимательно выслушал, согласился с моими доводами и пообещал оказать поддержку.
В начале 1965 года наши села вновь передали в состав Гудермесского района. Тут я опять начал свои хождения по инстанциям уже в новом районе. В Гудермесском горисполкоме у меня состоялся обстоятельный разговор, где мне сказали, что в проектном институте, по установившейся традиции, еще до нового года объемы по изготовлению проектно-сметной документации (ПСД) должны были быть утверждены и доведены до отделов института. Это значит, что ПСД для школы в текущем году, видимо, не будет. Следовательно, строительство школы в 1967 году в план строительства объектов не включат.
- В Чечено-Ингушском обкоме КПСС есть отдел по капитальному строительству. Я тебе советую обратиться туда, как члену обкома партии и председателю известного в республике передового колхоза, изложить суть проблемного вопроса, — подсказал мне председатель горисполкома.
Был на приеме у завотделом обкома. В начале беседы он проявил некоторое недоумение по поводу того, что пришел к нему с вопросом, которым должен заниматься институт по проектированию объектов. Но, когда изложил суть проблемы, он тут же позвонил директору института К.М. Осипову и сказал, что у него находится председатель Гудермесского колхоза «40 лет Октября», член обкома партии У.Г. Осмаев по вопросу оказания ему помощи в подготовке в ускоренном порядке ПСД для строительства средней школы. Он заслуживает нашей поддержки хотя бы потому, что, будучи самым молодым по возрасту в республике председателем крупного и уже передового колхоза, находит время заниматься этим вопросом.
После этого разговора я был у директора института, который заявил, что планы на текущий год утверждены, для изготовления ПСД для школы в вашем селе в этом году нет никаких возможностей. Речь может идти только о будущем – 1967 годе. После моих убедительных доводов он согласился увидеть ситуацию на месте. И мы договорились о встрече в Энгель-Юрте.
Он приехал в назначенное время. Я рассказал коротко об истории села и колхоза «40 лет Октября». Ознакомил с мероприятиями по социальному развитию села на 1966-1970 гг.
Затем мы с К.М. Осиповым посетили дома, в которых размещались школьные классы. Он убедился в плачевности ситуации и выразил готовность оказать всяческое содействие.
Со своей стороны я пообещал оплатить за счет колхоза все расходы по изготовлению проектно-сметной документации за сверхурочные работы проектировщиков, а также помочь бесплатным питанием и автотранспортом для перевозки сотрудников. Гостя обрадовали мои условия.
Следующая наша встреча была у директора института. Для участия в беседе он пригласил главного инженера и нескольких сотрудников . Во время обсуждения выяснилось, что имеются типовые проекты школ: на 160 мест, также проекты на двух уровнях на 320 и 536 мест.
— На днях мы получили типовой новый проект школы на 640 мест, ее здание – трехэтажное. По этому проекту во всей РСФСР построена только одна школа в прошлом году. Она, разумеется, стоит дорого. Если сумеете договориться в верхах, можно было бы построить такую школу в вашем селе, — сказал директор.
Внимательно посмотрел на ее красивый общий вид. В проекте было предусмотрено все: основное учебное здание, актовый и спортивный залы, столовая, буфет, автономная котельная, красивый забор из железобетонных изделий, переход из основного здания в перечисленные помещения через галерею. Я был буквально пленен этим зрелищем и попросил выдать мне копию общего вида проекта.
Во время согласования объекта в Совете министров и Госплане ЧИАССР я заявил, что если не будет бюджетного финансирования на этот объект, то колхоз готов взять на эти цели долгосрочный кредит. Но, к счастью, Совмин поддержал мою просьбу.
Руководитель проектного института предложил мне для заключения договора срочно представить задание на изготовление ПСД и справку из отделения госбанка о том, что хозяйство в состоянии оплатить все расходы на проектные работы.

Через несколько дней эти документы были у директора института. Мы с ним сразу же заключили договор с указанием вышеизложенных условий.
К 1 октября 1966 года вся проектно-сметная документация была готова.
После этого посетил заведующего отделом капитального строительства обкома, проинформировал его о готовности ПСД. Он остался довольным моей настырностью в достижении цели.
Я поблагодарил его за оказанную помощь и попросил поручить этот объект наиболее мощной строительной организации, а также взять шефство над строительством этой стройки-гиганта по тогдашним меркам.
Партийный чиновник тут же вызвал начальника СМУ-11 В.Н. Мкртчяна и обязал его выехать в село, обговорить все вопросы, не забывая при этом, что школа должна быть сдана к 50-летию Великого Октября.
Начальник управления осмотрел местность, где предстояло строительство, интересовался многими вопросами: наличием в селе рабочей силы, особенно каменщиков высоких разрядов, сварщиков, штукатуров, служебных помещений на начальный период работы, возможностью колхоза оказывать помощь при необходимости техническими и автотранспортными средствами, продуктами питания. На все вопросы он получил утвердительные ответы.
Со второй половины ноября 1966 года строители начали подвозить материалы и механизмы, а с конца ноября вплотную приступили к строительству. Работа была организована в две смены, а по отдельным позициям – и в три смены.
Часто на стройку приезжали ответственные работники из Чечено-Ингушского обкома КПСС, Совета Министров ЧИАССР, министерства просвещения республики. Они интересовались организацией и темпами работ, контактами между строителями и руководством колхоза, оперативностью оказываемой помощи колхозом.
Об опыте наших деловых контактов не раз говорилось на разных республиканских мероприятиях, в передачах по телевидению и радио, в республиканской печати .
Таким образом, хорошо организованная ударная работа позволила завершить строительство этого гиганта в течение 10 месяцев, сдать объект к 1 сентября 1967 года.
Состоялась торжественная сдача школы-красавицы. На данное мероприятие приехали представители партийных и советских органов республики и района, министерства просвещения, журналисты. Выступавшие передовики производства, ветераны войны, в том числе и учителя, выражали свое восхищение ударной и высококачественной работой строителей, сдачей этого объекта за столь короткий срок. Все они благодарили партию и советскую власть за проявленную заботу о нашем селе, его людях, подрастающем поколении.
Энгельюртовцы превратили это мероприятие в большой праздник и организовали ловзар. Такова история строительства средней школы №1.
- Интересно, а как решался вопрос материально-технического оснащения школы?
- Вот что сказано по этому поводу в книге У.Г. Осмаева: «Мы добивались не только строительства здания, но и заботились о создании для нее материально-технической базы: оснащения школы необходимой мебелью, инвентарем, оборудованием. Также колхозный актив практическими делами прививал учащимся любовь, гордость за успехи родного хозяйства, уважение к труду своих родителей – тружеников полей и ферм.
27-29 ноября 1969 года я в роли делегата принимал участие в работе III Всесоюзного съезда колхозников. По окончании съезда делегация ЧИАССР организованно отправилась домой. Я же остался в Москве на несколько дней для решения злободневных вопросов, связанных с жизнью колхоза и школы.
30 ноября был на приеме у министра просвещения РСФСР, рассказал ему о вновь построенной с долевым участием колхоза средней школе учащихся на 640 мест в селе Энгель-Юрт Гудермесского района ЧИАССР, которая остро нуждается в комплекте мебели, новейшем оборудовании для лингафонного кабинета, кабинета физики, химии, машиноведения и начальной военной подготовки. И при этом сообщил ему, что плательщиком будет выступать колхоз.
Министр пригласил одного из своих работников, которому поручил вместе со мной составить заявку на мебель и оборудование.
Колхоз произвел оплату, и школа получила: 200 ученических столов и 400 стульев; радиоузел, оборудование для лингафонного кабинета, кабинета физики, химии, машиноведения и начальной военной подготовки.
Кроме того колхоз подарил школе трактор ДТ-54, набор различных сельскохозяйственных машин, автомобиль ГАЗ-51. Для опытно – производственной работы учащихся колхоз передал 16 гектаров плодоносящего сада.
Вот такую заботу проявлял колхоз о школе. Помимо этого, для приезжих учителей колхоз на свои средства хозяйственным способом построил 8-квартирные двухэтажные жилые дома со всеми удобствами. Оказывал им всяческую помощь продуктами питания и сельхозпродукцией.
- А какое ощущение Вы испытывали в новой школе после долгих скитаний по частным подворьям?
- Да, скитаний было немало. В первом классе мы учились в доме у Абдуллаевых: школа арендовала две комнаты у них. Приходилось с одного конца села ходить в другой конец по непролазной грязи, затем — у Касумовых. Итак – по кругу. А тут появилась в центре села школа – дворец!
Помнится, тогда писали в газетах, что и в Грозном даже не было столь добротной, современной школы. Все в ней было предусмотрено: спортзал, актовый зал, мастерские, столовая. Даже фонтаны были в коридорах.
Восхищались и приезжие молодые специалисты из различных регионов бывшего Советского Союза. Так что ощущение было безмерной радости и гордости за родную школу и бесконечной благодарности руководству колхоза ,которое преподнесло сельчанам этот подарок.
Помню мраморную плиту при входе с правой стороны с надписью: «Школа построена в честь 50-летия Великого Октября».
- В таких условиях грех было плохо учиться, наверное?
- В то время у населения была сильная тяга к знаниям, учебе. Дети в основном учились хорошо. И учителя очень добросовестно относились к своим обязанностям. Поэтому после окончания школы многие выпускники успешно поступали в высшие учебные заведения. А ими гордилось все село. Их приглашали на встречу со школьниками. Но потом все кануло в Лету.
- Кто из учителей наиболее запомнился вам?
- С чувством глубокой благодарности вспоминаю своих первых учителей: И.Хасиева и А.А. Селезневу. Как выше было сказано, учителя в то время весьма добросовестно и ответственно относились к своему делу. И среди таких я бы хотел назвать Л.Ю.Абдуллаева, А.А.Ахмадова, Т.Т. Алхатова, В.Альбекхаджиева, А.Н.Оздарбаеву, С.Н. Радченко, А.И. Сидорова, А.В.Паталаху, Х.А.Лалакова, В.К. Лапшина. Н.В. Мелихову, П.И. Михалкова, С.Д. Цехаева, И.Косумова. Они всю душу вкладывали в любимую работу, учили нас настойчиво, терпеливо, относились к ученикам мягко и снисходительно, щедро передавая свои знания и опыт. Директорами школы в годы нашей учебы работали Н.И. Стасенко, С.М. Халадов, С.Ю. Бердукаев и Ш.Р. Рашидов.
С.Ю. Бердукаев на память о себе написал проникновенные слова о нашем селе, которые впоследствии были переложены на музыку народным артистом РСФСР В.Ш. Дагаевым. И песня «Хьоме юрт» («Родное село») до сих пор звучит на республиканском радио и телевидении. Односельчане весьма признательны исполнителю песни и автору за столь задушевные слова о родном селе.
- Нам известно, Мовла Камилович, что Вы и после окончания школы не теряли связи с ней, оказывали всяческую помощь. Расскажите об этом, пожалуйста.
- Да, бывало всякое. Но удобно ли мне об этом говорить, если те, кому была адресована эта помощь, словно «воды в рот набрали»? Это удел слабых, неблагодарных людей. Бог с ними. Но, если даже и учителя не знают, какую помощь оказывал родной школе тот или иной выпускник, это, конечно, возмутительно.
Как отмечалось выше, школа наша была построена в 1967 году. В 1995 году, когда я был назначен главой администрации Гудермесского района, ей было уже почти три десятка лет. Конечно же, был износ здания, а главное – крыша прохудилась и протекала то тут, то там. Тем более, что за годы дудаевского правления не было никакого ухода за учреждениями образования, здравоохранения и т. д.
При поддержке правительства республики мною было принято решение в первую очередь заменить всю мягкую рубероидную кровлю Энгель-Юртовской средней школы на шатровую стропильной системы, что и было сделано в кратчайшие сроки. Позже во всех школах и больницах района мы провели подобные работы.
Бывшего директора Энгель-Юртовской средней школы Ш.Рашидова я назначил заведующим Гудермесским ГОРОНО. Дал ему карт-бланш на оказание всесторонней помощи родной школе.
В 1995 году в Гудермес был прикомандирован Московский ОМОН. У меня сложились деловые контакты с москвичами, которые накануне нового учебного года собрали из личных сбережений один миллион рублей для оказания материальной помощи одной из школ района. Эта сумма была передана Энгель-Юртовской средней школе №1.
В 2000 году я был назначен министром культуры ЧР. Пользуясь своими дружескими отношениями с министром образования Л.Дадаевым, добился выделения компьютерных классов для обеих энгельюртовских школ, также была выделена школьная мебель, оборудование для предметных классов.
Через министра спорта Х.Алханова помог и спортивным инвентарем. Оказывал финансовую помощь сельским спортсменам для выездов на различные спортивные соревнования. В те тяжелые годы эта была весьма ощутимая помощь.
Помнится, на одном из заседаний Правительства ЧР министр образования Л.Дадаев ставил в пример сложившееся между нами сотрудничество в плане оказания помощи школе. «Если бы все министры также заботились бы о родных школах, как М.Осмаев, у нас практически не было бы в них проблем», — заявил министр образования.
- В Энгель-Юрте теперь имеется и средняя школа №2. Расскажите, пожалуйста, о ней: когда и кем она построена.
- Опять сошлемся на информацию, которую дает в своей книге У.Г.Осмаев. – В 1986 году было построено здание для административно-управленческого аппарата совхоза «Ойсунгурский» (тогда совхоз назывался так). Но, узнав, что в средней школе №1 даже при трехсменных занятиях не хватает классных комнат, в 1992 году мы приняли решение передать основную часть здания конторы средней школе №2, сохранив для дирекции совхоза несколько кабинетов, тем более, что и хозяйство наше уже было разукрупнено.
В прошлом году здание школы было расширено министерством образования и науки ЧР путем пристройки к ней необходимых помещений для полноценного учебного процесса.
- Спасибо, Мовла Камилович, за столь обстоятельную беседу. Мне остается лишь поздравить Вас, в Вашем лице всех выпускников, да и весь коллектив школы с предстоящим юбилеем!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

73