Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

14.09.2017 17:01 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 57-58 от 13.09.2017 г.

Две книги: два мнения

Автор: Хавас АКБИЕВ

(Окончание. Начало в №53-54)
Он максимально погружается в давно прошедшую эпоху, в пору возникновения культуры земледелия, изготовления металлических предметов, оружия, стрел, ножей, в эпоху поздней бронзы и раннего железа, фарфора… Изучая народную жизнь, Осмаев воплощает основополагающий закон материалистического взгляда на социальный процесс: «Чеченцы и ингуши устанавливают добрососедские отношения с гребенскими казаками… в период Кавказской войны чеченцы продолжали общаться с русскими. И далее: «Начавшиеся во второй половине XIX века преобразования в России способствовали внедрению в чеченское общество образования и сохранения его культурного наследия».
Книга М.К. Осмаева предназначена для студентов, аспирантов, докторантов, преподавателей и научных работников вузов, а также для широкого круга читателей. Многое можно почерпнуть из пространного раздела «Об этногенеза и этнокультурной истории чеченцев». В нем показано, как родовая черта чеченца определяет облик нации, трудолюбие и миролюбие аборигенов, которые в исторических документах упоминаются под этнонимами: «мичкизы, буртели, шамане, нохчматьяне, шибутяне, кистинцы». Чеченскому языку посвящены исследования многих ученых, шаг за шагом прослежен весь его путь – от истоков до создания алфавита — сначала на арабской, а затем на латинской графической основе и до его широкого размаха…в 1957 году, помимо учебной литературы, были выпущены десятки монографических исследований и до 200 научных статей, освещающих фонетику, морфологию, синтаксис, лексикологию, говоры и диалекты нахских языков».
Для автора интересна не только бытовая сторона жизни предков, для него важно также постигнуть эстетику и этику народного духа, проникнуться философией истории. Наши предтечи в своем быте, культуре, морально – нравственном мире, не замыкаясь в себе, стремились выразить сущностные интересы народа – созидателя. В этой связи значительными представляются вторая и третья главы издания «Материальная культура чеченцев» и « Духовная культура чеченцев». Разве не интересно узнать о поселениях и жилищах предтечей как на плоскости, так и в горах? «Они обозначались, как пишет автор, разными терминами: пхьа (Пхьа — Меттой, Эль – Пхьа, Пхьеда), кхаьлла (Гучун — кхаьлла, Ак — кхаьлла), керт (Улус — Керт), эвлла (Дуби-эвл), юрт (Ножай-Юрт). В горах же села — башни назывались г1ала».
Не оставят читателя равнодушным страницы, посвященные строительству, в котором преобладал «культ камня»: « Издавна окруженные дремучими древними лесами, где они могли бы получить прекрасный строительный материал-дерево, чеченцы предпочитали строить из камня, и благодаря этому мы имеем сейчас возможность говорить о строительной, духовной, материальной культуре своих предков по сохранившимся памятникам». О строительстве жилых и боевых башен, водяных мельниц, лесопилок, мастерских, кузниц, построек для овец и крупного рогатого скота и т.д. автор пишет увлеченно и доступно на основе научной достоверности. С интересом рассматриваются понятия, связанные с названием огня, предметов домашнего обихода, посудой, домашней утварью, мебелью, постельными принадлежностями, светильниками, кустарным промыслом, ремеслом и ремесленными занятиями, гончарной посудой, кирпично — черепичным производством, деревообработкой и др. И совсем на первый взгляд банальное: «Часто в Чечне можно было встретить и жвачку из воска — сег1аз, в последующем это были куски стеариновой свечи или смолы. По мнению чеченцев, жвачка очищала зубы, укрепляла десны улучшала слюновыделение, а у пожилых горцев уменьшала головные боли».
Как одевались мужчины, женщины и их дети в прошлом, какие носили головные уборы, обувь, как и из чего они изготовлялись – все это просматривается на страницах книги. Одухотворенно воспринимаются забытые слова: г1абали, г1овтал, чоа, силг, добаг1а, япарх, таьлсаш, силу, хема, бекх, керча, курхаре, ч1угал, чаьрпаз, к1аьга, т1орд — б1аьрг, не1армачаш, калбанеш и др. Относительно пищи автор говорит, что она отличается разнообразием названий, насчет гостеприимства – приводит слова царского лесничего: «Чеченец вообще страшно гостеприимен и последнюю рубаху отдаст, только бы угостить гостя».
«Нельзя жить, не вобрав в себя исторический и духовний опыт своего народа, только тогда сумеешь в настоящем различать черты временного и вечного», — писал Валентин Распутин. Осмаев выбрал в себя этот опыт и с познанием рассказывает далее об орудиях труда от грубо отесанного камня и заостренной палки до ткацких и токарных станков, плуга, и т.д. Одних терминов, относящихся к названиям плуга и его частей, насчитывается более десятка: хьонхал – лемех; гурма — колесо для прицепа плуга: баьлча – рукоятка плуга; ихьатоьда – предплужник; нуох — древняя соха; г1алакх – палочка из крепкого дерева для очистки лемеха от земли; г1арлу — лопаточка для очистки лемеха, а также густана — составная часть плуга: сорг1а — отдавал и держатель лемеха; соз1а — грядиль. Такая богатая терминология орудия труда, представленная в языке чеченцев, говорит о древности их земледелия.
Проза Осмаева поучительна Из нее, помимо сказанного, мы узнаем, что в быту наших предков были распространены деревянные маслобойки, емкости для теста, стирки белья, подачи пищи, хранения воды, зерна, муки, какими орудиями пользовались для косьбы, пастухи для ловли и подгона овец, как наши бабушки изготавливали разнообразные рогожи и циновки — черт, войлок — б1иег1аг, истанги, одеяла — паласы, мужские шапки из овчины, обувь…
Бесспорно, читателя заинтересует обсуждаемая авторм тема природных ландшафтов. С горечью отмечает он, что « … варварски уничтожались реликтовые виды флоры и фауны республики во время последних двух военных кампаний как местными, так и федеральными военнослужащими». Какую составляющую экологической системы края ни возьми – горы, леса, атмосферу, почву, водные и природные ресурсы — всему нанесен непоправимый ущерб. Трагические события нарушили реставрацию и консервацию архитектурных памятников Аргунского музея – заповедника, куда входят 60 архитектурных комплексов, около 150 надземных склепов,20 культовых сооружений,22 памятника природы, луга и лесные угодья. Нарушилась среда обитания животного мира, безрассудно уничтожались ценные породы деревьев, а ведь чеченцами издревле « … запрещалось рубить на дрова: пха — граб, бига — сосну, стов — кизил, дакх — березу, поп — бук, а редкостный в Чечне база-тис ягодный считался священным и защищаемым самим божеством, которое сделало его ядовитым, сохраняя от врагов».
Будучи министром культуры ЧР, а затем и руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЧР, автор высказал ряд конструктивных предложений об улучшении музейной работы, делился мыслями о защите природных ресурсов, о воспитании у людей исторического мышления. Его книга обостряет у читателя чувство хозяина на родной земле не в узком прагматическом звучании слова «чувство», а в более широком, гражданском его звучании. Тогда обострится ответственность за прошлое, настоящее и будущее.
Книга – непочерпаемый кладезь родных слов: лом – ваба, пешик – ручная веялка, чхьонкар – деталь станка, реч1а – ловушка для птиц и зверей, къеппиг – силки, венда – перемет, чаьнчакх – острога, ов – невод, мокха – складной нож, б1овло – башенник, сур — войско, х1онц — трофей, турс-щит, г1аг1а — кольчуга, бог1аддарг1а — камнеметалка и т.д. Подробное описание придается в книге и оружию.
В книге достойное место отведено духовной культуре чеченцев, религиозным верованиям, похоронам, рекреативной культуре, культуре общения, бытовый этике, этике воспитания, человеческого облика, свадебного обряда, культу коня, гостеприимству.
Особо выделен мужской этикет, этический кодекс чести «къонахалла». Къонах – сын народа, истинный мужчина — « так говорят чеченцы о храбром, благородном, мужественном человеке». Приведены 40 основных принципов кодекса чести. Что является главной целью и смыслом жизни къонаха? Это – служение своему народу, своему Отечеству. Интересы народа и Отечества для него всегда выше интересов своего тайпа, рода, фамилии. Отличительные черты къонаха – созидательный труд, служение народу, достоинство и честь, выдержка, скромность, верность долгу, щедрость, требовательность к себе, мудрость, справедливость, скромность, милосердность, гостеприимство... Смерть къонаха должна быть такой же достойной, как и его жизнь.
Книга Мовлы Осмаева раскрывает историко-культурные аспекты, обогащает нас историческими познаниями, направленными на подлинные идеалы добра, социальной справедливости – гуманизма. В этом можно убедиться, прочитав книгу «Чеченцы: обычаи, традиции, обряды».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

9