Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

21.09.2017 17:47 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 59-60 от 21.09.2017 г.

Хаштимохкское сражение 1920 года

Автор: Умар-Али АТКАЕВ
краевед-любитель

Весной 1920 года спецчасти 11-й Красной армии под командованием Н.Ф.Гикало жестоко подавили в горах Чечни одно из последних массовых довоенных восстаний, не встретившее на этот раз широкой поддержки среди измотанных гражданской войной жителей горных сел, сдававшихся без боя на милость победителям. Повстанческое движение возглавляли ярые противники Советской власти, члены так называемого «Комитета по очищению Чечни от красных безбожников» устаз многих нохчмахкхойских мюридов Чиммирза Майртупский и бывший царский чиновник Денилха Чумаков, а духовное верховенство восставшими было непосредственно возложено на шейха Эски Акбарова. Они выставили 500 сабель против многократно превышающих сил большевиков, подкрепленных артиллерией и пулеметами.
Среди чеченских воинов были сельский кадий Хашти-Мохка Абдул-Хаджи Тобиев, мюриды Тимарха, Мишада, Ценца, Мойта, Муредал, Дудуркъа, Ишета, Элипха, Юсуп, Шеди и многие другие. В неравной схватке повстанцы, будучи в кольце врага, оттесненные к Хашти-Мохку, решили биться до конца.
Это сражение, в котором пали лучшие сыновья земли гордалинской, навечно осталось в памяти благодарных потомков. Надмогильные стелы павшим почти 100 лет назад мюридам — подлинно народным героям гражданской войны — Тимархе, Мишаде, Шеди, Юсупу, Элипхе, Ценце, и поныне стоят на хаштимохковском кладбище Оккхийн-некъе, называемом в народе Г1азотан кешнаш.
При обороне Хашти-Мохка помогали отдельные жители окрестных сел и дагестанцы. Красноармейцы применяли против них полевые пушки, пулеметы, которые били прямой наводкой шквальным огнем по закрепившимся в селе мюридам.
Старики рассказывали, как Абдул-Хаджи Тобиев, когда у обороняющихся кончились боеприпасы, по просьбе шейха Эски с кинжалом в руках бросился на главную огневую точку наступавших и в рукопашной схватке перебил весь его расчет. Его примеру следовали и другие мюриды. Однако силы были неравны. Бои шли за каждую пядь земли. В конце концов повстанцы с большими потерями в живой силе вынуждены были вместе со своими семьями отступить в близлежащие аулы, большей частью – в Энгеной, где хоронились с месяц, так как Хашти-Мохк был захвачен и разорен красноармейцами, сожжены дома и сады хаштимохковцев, разграблен весь их скарб вместе с домашней скотиной и живностью. После взятия села над полуразрушенной, сгоревшей в ходе боя мечетью был водружен красный флаг. Таков был финал драматического Хаштимохковского сражения.
Судьбы некоторых его участников сложились следующим образом.В 1922 году уходит в мир иной устаз Чиммирза Майртупский, религиозный и общественный деятель, бывший сосланным еще в 1911 году царскими властями в город Калугу вместе с другими представителями чеченского духовенства за поддержку абрека Зелимхана Гушмазукаева. Как донесла народная память, он отказался осудить славного харачоевца, поклясться на Коране помогать властям в его поимке в составе группы, созданной для этих целей из местных старшин и мулл.
Незадолго до смерти Чиммирзу по его просьбе привозят на санях к кладбищу Хашти-Мохка, где он, прочитав Ясин, сказал: «Хотя самые лучшие мюриды ушли от нас в этой войне в праведный мир, мы победили, еще раз доказав, что чеченцы готовы отстаивать свои земли и религию отцов». Бросив последний взгляд на могилы мюридов, сквозь проступившие слезы он добавил: «Тем, кто своим посещением почтит священную память нашедших здесь последний приют шахидов, Всевышний воздаст равносильно тому, как если бы они посетили зиярт». Сам Дукка похоронен в селе Майртуп.
Шейх Эска был уроженцем Хашти-Мохка и являлся внуком известного участника Кавказской войны 19 века Акбара Ойшиева, мюрида имама Шамиля. В описываемом бою у него при взрыве во дворе пушечного снаряда было убито двое сыновей: Мовсар – десяти лет, и Мовлид – двенадцати лет. Скончавшегося после долгих лет преследования НКВД его самого, согласно завещанию, похоронили на Хаштимохковском кладбище, рядом с павшими шахидами.
Эска был человеком просвещенным. В его доме в Хашти-Мохке располагалось медресе – хьуьжар, где обучались муталимы со всего округа. Его уважали и любили за честность, скромность, умение обнадеживать, укреплять веру в сердцах.
Денилха также являлся уроженцем Хашти-Мохка. Был чиновником при царском режиме. Он сын известного в 19 веке царского офицера Чомакха Ойшиева, человек грамотный, в совершенстве владел русским языком и арабской письменностью. Денилха после долгих лет преследования советской властью в 1937 году был репрессирован и расстрелян за контрреволюционную деятельность. Реабилитирован в 1990 году. Сегодня Денилхе стоит чурт-памятник у входа на кладбище села Верхний Нойбер («Чартойн кешнаш»), чтобы проходящие делали по нему «дуа» и испрашивали милости по его душе у Всевышнего.
Я попытался в меру фактического материала и воспоминаний старожилов реконструировать события в Хашти-Мохке 1920 года. Конечно, я не претендую на истину в последней инстанции и готов к диалогу по сказанному выше, а также с благодарностью приму любую информацию, касающуюся прошлого нашей родовой вотчины – Хашти-Мохка.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1