Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

19.10.2018 16:22 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 80-81 от 19.10.2018 г.

Призванный учить

Автор: Денисолта Ганукаев

Каждый предмет в школе вносит свой
вклад в дело образования и воспитания
советской молодёжи, однако русскому
языку принадлежит особая роль.
М.И. Калинин говорил: «Я считаю, что
знание русского языка является чрезвычайно
важным фактором в общем
развитии человека. Ведь нет такой науки
и нет такой сферы деятельности,
где бы не требовалось знание русского
языка».
Эту задачу вот уже 19-й год успешно
решает старший учитель русского
языка и литературы Турти-Хуторской
средней школы, Заслуженный учитель
республики Сиражди Сайд-Ахмедович
Джунаидов. Многолетние наблюдения
за его деятельностью, посещение уроков
и внеклассных мероприятий, провер-ка
письменных работ учащихся,
их знаний по русскому языку и литературе
показали, что ученики C.G.
Джунаидова хорошо знают содержание
изучаемых художественных произведений,
владеют необходимыми
умениями оценки и анализа литературных
фактов и явлений, правильно
понимают связь языка и литературы с
жизнью, у них воспитан интерес к самостоятельной
учебной работе.
Особого внимания в практической
деятельности Сиражди Сайд- Ахмедовича
заслуживает решение проблемы
учебной деятельности на уроке.
В центре каждого его урока русского
языка творческая деятельность учеников,
целенаправленная работа практически
по всем разделам грамматики;
а на уроке литературы — работа с
текстом художественного произведения,
его активное заинтересованное
обсуждение. Как показывают наблюдения
за его деятельностью, учитель
сам хорошо владеет литературной
речью, много чита-ет на уроках наизусть,
умело выбирает из текста наиболее
важные эпизоды для анализа
и усвоения. Так, при изучении романаэпопеи
Л.H.Толстого «Война и мир»
доступным и для учащихся формами
и методами убедительно был проанализирован
сложный путь прозрения
князя Андрея Болконского, преодоление
им «наполеонизма» под небом
Аустерлица. Умелая работа с текстом,
подробный комментарий учителя и
высказывания самих школьников способствовали
глубокому осмыслению
не только отдельных отрывков текста,
но и в целом, сложного пути духовного
обновления героя романа.
Пристальное внимание на уроках
уделяется вопросу реализации межпредметных
связей, преемственности
в обучении русскому языку и литературе.
Организация учебной деятельности
на уроках литературы в национальной
школе (особенно в нашей сельской, где
однородный по национальности состав
учащихся) является одним из самых
трудных вопросов в учебно-воспитательном
процессе. Оптимальных результатов
здесь может добиться лишь
тот, кто по- настоящему знает, любит
детей, всего себя отдает служению им.
Каждый его урок спланирован и организован
так, чтобы ученики четко осознали
его цели и задачи. Вместе с тем
инициатива учащихся не сковывается
за организованностью, излишней опекой
учителя, на каждом уроке идет непринужденный
обмен мнений, учитель
«провоцирует» учащихся на поиск оригинальных
ответов, самостоятельных
решений, не называет своей точки зрения,
не спешит выдать им готовые выводы,
доверяет детям. Такая работа
позволяет развивать творческую инициативу
учащихся, самостоятельность их
мышления. Все поставленные вопросы
решаются учителем и учениками совместно,
что создает на уроке атмосферу
взаимопонимания, сопричастности
детей к решению общей задачи, стимулирует
индивидуальные поиски, вызывает
учащихся на участие в обсуждении
и решении поставленных проблем.
Доверительность общения учителя с
учениками на уроке не исключает доброжелательной,
в том числе и критической
оценки выступления учащихся.
Такая организация учебной деятельности
вызывает живой интерес уча-щихся,
их эмоциональный отклик. Уроки и
внеклассные мероприятия С.С. Джунаидова
отличаются своей ярко выраженной
воспитательной направлен-ностью,
осуществлением четкой связи русского
языка и литературы с окру-жающей
жизнью, с интересами детей. Остро и
целенаправленно рассматрива-ется
нравственная проблематика изучаемых
произведений. Учитель на уроке часто
и педагогически грамотно привлекает
жизненные ситуации, опирается на богатый
личный опыт, изучает вместе с
учащимися важные и интересные для
каждой возрастной группы детей проблемы,
непосредственно связанные с
изучаемым на уроке материалом.
Для С.С. Джунаидова характерно бережное
и внимательное отношение к
художественному слову, что он считает
главным в воспитании эстетического
вкуса, формировании художественного
мышления учащихся.
Много внимания уделяет учитель развитию
творчества учащихся, их умениям
владеть устной и письменной речью.
В системе по обучению учащихся
различным видам сочинений выбирает,
как правило, темы, рассчитанные
на самостоятельное изучение проблемы, поднятой на уроке; формулировки
тем нетрадиционны — это исключает
возможность списывания; поощряется
высказывание собственных мыслей,
суждений.
Развитию творчества и усвоению целостных
языковых явлений служит и
домашнее задание, которое чаще всего
носит опережающий характер, способ-ствует
взаимосвязи уроков, ведет
к устойчивым знаниям.
Посещенные уроки показывают, что
ученики предельно внимательны на
занятиях, относятся к учебе с большим
интересом. Учитель пользуется у них
заслуженным авторитетом.
Особо нужно отметить то влияние,
которое оказывает Сиражди Сайд- Ахмедович
на своих учеников при выборе
ими профессии. Рядом с ним и в
других школах района работают только
учителями русского языка и литературы
11 его бывших выпускников, которые
теперь учатся у него сеять семена
доброты и благородства, таланту общения,
сотрудничества с детьми.
Свою задачу решенной он считает
только в том случае, «если ученик
на-учился в процессе общения оперировать
любыми словами и выражениями,
предложениями и их различными
конструкциями для передачи своих
мыслей, если он умеет кратко, просто
и точно передать различные чувства и
движение души, правильно интонирует,
вызывая у читателя или собеседника
повышен-ный интерес к тому, что он
ему сообщает».
С.С.Джунаидов много лет в школе
ведет кружок «Юный лингвист». На
занятиях кружка стимулируется тяга
учащихся к русскому языку посредством:
решения мегаграмм, шарад,
ребусов, кроссвордов; углубленно
изучается язык художественной литературы,
основы стихосложения.
Организуя кружковые занятия, учитель
умело опирается на жизненный
опыт учащихся, учитывает их
духовные потребности, литературное
развитие...
Бесспорным является тот факт, что
система педагогической деятельности
С.С. Джунаидова обеспечивает лучшее
решение главной задачи, поставлен-ной
реформой школы перед
гуманитарной наукой – усиление влияния
языка и литературы на формирование
гармонически развитой личности с
высокими нравственными идеалами и
эстетическими вкусами.
Родился 15 апреля 1949 года в
руднике Чаувай Молотовского района
Ошской области Киргизской ССР.
В 1957 году, сразу после прибытия
на родину, начал учёбу в Турти-Хуторской
начальной школе и окончил
в 1965 году, когда она была уже преобразована
в восьмилетнюю. В том
же году поступил в Гудермесское педагогическое
училище. В 1969 году
с отличием окончил названное училище.
Трудовую деятельность начал
в 1969 году в Турти-Хуторской восьмилетней
школе в качестве преподавателя
русского языка и литературы
в старших классах. В 1978 году
поступил на филологический факультет
ЧИГУ имени Л.H. Толстого. В
1984 году с отличием окончил данный
вуз.
Безупречный труд этого неутомимого
педагога неоднократно отмечался высокими
правительственными наградами
и денежными премиями. Старший
учитель, учитель-методист, Отличник
народного образования, Заслуженный
учитель школы Чечено-Ингушской
АССР.
13 мая 1993 года его жизнь внезапно
оборвалась.
Распоряжением Правительства Чеченской
Республики Гудермесский педагогический
колледж назван именем
его выпускника Джунаидова Сиражди
Сайд-Ахмедовича.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

15