Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

14.09.2018 17:47 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 68-69 от 13.09.2018 г.

По следам Ноева ковчега...

Автор: Умар-Али Аткаев

(из путевых заметок краеведа-любителя)

- Прогресс мировой цивилизации начинается с пути кавказской расы.

Георг Гегель

Кавказ – одна из колыбелей человеческой цивилизации, где тысячелетиями назад происходили процессы вочеловечения человека. Многие выдающиеся умы именно с Кавказом связывают место, куда после всемирного потопа причалил Ноев ковчег. В древности Кавказ ассоциировался у людей как единая великая гора. И действительно этот горный монолит с его вечными снегами и ледниками, самыми высокими в Европе вершинами, словно единая непрерывная природная крепость, занимает громадную территорию.

С давних времен на его крутых склонах лепились, подобно орлиным гнездам, незатейливые жилища кавказских горцев. Эти суровые горы были их родиной – родиной по рождению, а в жилах их текла благороднейшая в своем естестве, незамутнённая кровь аборигенов этой земли, чище которой не было и которая была сродни ключевой воде, которой эти «дети природы» утоляли жажду.

Кавказские аборигены, в частности нахи, по мысли многих исследователей, являются рассеянными осколками некогда могущественных первобытных цивилизаций. На их праэтнической основе в Междуречье и на Кавказе существовало первое в мире государственное образование – могущественное Урарту.

Первые следы обитания человека на чеченской земле ведут в каменный век. Об этом свидетельствуют раскопки древних поселений у высокогорного озера Кезеной-Ам, в Макажое, Харачое, Ялхой-Мохке, Сержень-Юрте, Бамуте, ущелье реки Хулхулау и проч. местах. Еще в начале первого тысячелетия до нашей эры (более трех тысяч лет назад) аборигены этих мест научились обрабатывать железо. И нет сколь-либо значимых событий в жизни кавказского региона, в которых предки нынешних нахов не играли бы деятельной роли.

Нет сомнений, что древний Шелковый путь также пролегал через земли предков чеченцев, вследствие чего они были активно вовлечены в мировую торговлю, что исстари способствовало развитию здесь товарно-денежных отношений, частной собственности, транзитной инфраструктуры…

Размышляя над всем этим, мы, группа в составе пяти человек, известный в республике художник Ясханов Мохьмад, фотограф Элипханов Анди, учителя сельской школы Солтыгов Сайт-Эми и Ахмаев Хьусейн и я, краевед-любитель Аткаев Умар-Али, рано утром в один из сентябрьских дней отправились в горные чеберлоевские пределы.

По дороге мы остановились у макажоевца Марата Аслаханова. Он в наши дни довольно известен в республике: с его слов, он нашел в чеченских горах Ноев ковчег! Марат встретил нас очень тепло, и после чаепития мы вместе отправились дальше, выше в чеченские горы, проезжая десятки древних высокогорных сел, направляясь в Хинди, где, как уверяет Марат, и расположен Ноев ковчег, туда, где плещутся голубые воды жемчужины Северного Кавказа – озера Кезеной-Ам.

В местной этнографической мысли бытует мнение, что именно чеберлоевцы являются автохтонами северных отрогов Кавказского хребта в его чеченских пределах. Именно в верхней части горловины Аргунского ущелья и вокруг нее расположены самые древние чеченские родовые башни.

Я часто езжу в горы и, вообще, я любитель автомобильного туризма. В горах очень много красивых мест. Однако здесь, в Хинди, природа поражает воображение величественной и строгой красотой высокогорья. Чистый воздух, обилие солнца, а главное – очень приветливые горцы.

Аул Хинди – прекрасное место. Мы узнали, что раскопки Ноевого ковчега здесь идут четыре года. Здесь же находится прорытый в его поисках тоннель. Марат нам рассказал, что пробиться дальше внутрь скального массива с ковчегом, в котором, как он предполагает, есть пещера в три этажа, нужна спецтехника. Вести эти работы вручную у него не хватает ни сил, ни средств. Как он полагает, длина ковчега может составить 1 км, ширина – 600 м.

Действительно, если всмотреться в этот геологический объект местности, формами он напоминает корабль. Однако ученые пока хранят по этому поводу молчание.

Здесь обнаруживается много камней со следами как бы бывших вбитыми в них ранее,но со временем истлевших гвоздей. Когда я спросил о них у Марата, то он ответил мне, что это фрагменты окаменевшего дерева Ноева ковчега со следами гвоздей. Говорят, что и ученые признали в них артефакты – то есть ископаемые предметы человеческой деятельности.

Во время нашей обеденной беседы за шашлыком Марат рассказал, что Ноев ковчег так и не найден ни в горах Армении и ни в горах Турции. Горный массив Арарат, куда, согласно библейской легенде, причалил Ной, сегодня располагается на территории обоих этих государств. Затем он логично заключает, что Главный Кавказский хребет выше гор Турции и Армении и почему ковчег не могло прибить к ним?! Тем более, что чеченцы один из немногих народов мира, считающих себя прямыми потомками Ноя/Нохь-пайхмара – Нохчи/Нох-чой, сохранивших за собой сам легендарный первобытный эпоним нынешней послепотопной цивилизации?!

Несомненно, версия Марата имеет право на жизнь, как и остальные, пока что гипотетические. Другое дело, что его изыскания без соответствующей техники и средств кажутся чуть ли не Сизифовым трудом. Да и техника безопасности в местах его изыскательской деятельности вызывает серьезную тревогу и озабоченность за его жизнь и безопасность. Но, несомненно одно, трудится он не ради себя, а в надежде отыскать истину в столь серьезной гипотезе, волнующей умы всего человечества на протяжении тысячелетий. И если на самом деле окажется, что ее разгадка сопряжена именно с чеченской землей, это будет сенсационной благой вестью для всего чеченского народа.

Там же, в горах, в разговоре с представительницей древнего тайпа Хиндой Бибуевой Хадижат я нашел приятное для себя подтверждение версии, которую мельком слышал ранее от старожилов, журналистов и историков, что часть представителей тайпа Гордалой, к которому принадлежу я, предположительно в 9-м веке нашей эры, переселяясь из Нашха наряду с другими тайпами, приняла непосредственное участие в основании аула Хинди в Чеберлойском обществе Чечни. Оттуда затем они переселились в Ичкерию и основали там селение Гордали. Потому мы, гордалинцы, можем сказать, что являемся дальними родственниками жителям и выходцам из древнего села Хинди, где гордалинцы имеют родовую гору – Г1ордалойн лам.

Вот таким вкратце был наш путь к предполагаемому Ноеву ковчегу.

Умар-Али АТКАЕВ, краевед-любитель

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

84