Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

21.09.2018 16:39 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 70-73 от 21.09.2018 г.

Забота о детях-инвалидах

Выбор профессии весьма сложный и
порой долгий мотивационный процесс.
Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Причем
выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом не
только для самих молодых людей, но и
для окружающих взрослых, которые их
окружают. Проблемой профориентации
молодых инвалидов в разное время за-
нимались такие ученые, как А.А. Дыскин, А.Г. Литвак, А.М. Щербакова, В.П.
Ермаков, Ф.С. Исмагилова и другие.
Профессиональная ориентация подростка с ограниченными возможностя-
ми здоровья — это научно обоснованный выбор трудового пути инвалида,
общественно необходимой профессии,
наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам,
мотивам личности. Если для здорового человека профориентация заключается в достижении максимальной эффективности его
труда, успешности профессиональной деятельности,
то в отношении подростка с ОВЗ она, кроме того, предусматривает адаптацию их к трудовой деятельнос-
ти при минимальной напряженности функциональных систем организма. Профориентация инвалидов
требует комплексного клинико-психофизиологического подхода и предполагает участие специалистов разного профиля.
Возможности социальной реабилитации умственно
отсталых детей и подростков находятся в прямой зависимости от характера и тяжести первичных нарушений, наличия дополнительных отклонений, их индивидуальных особенностей, организации процесса
обучения и воспитания детей, воздействия ближайшего социального окружения.
Подготовка к труду воспитанников ГБУ « РРЦ
ДПОВ имени И.С. Тарамова» является одним из
важнейших аспектов их социальной адаптации и
комплексной реабилитации, способствует формированию положительного отношения, интереса и
готовности к труду, как основе жизнедеятельности,
источника саморазвития личности, реализации заложенных возможностей. В 2016 году центр принял
участие в конкурсе проектов на получение гранда
от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации с проектом « Жизнь без границ
», направленного на предпрофессиональную подготовку детей – инвалидов и детей с ОВЗ. Благодаря
проекту 54 детей получили профессиональную диагностику психофизиологических возможностей, а
также формирование первичных трудовых навыков
по 6 направлениям: «Парикмахерское дело», «Портной», «Кондитер», «Гончар», «Мастер по художест-
венной обработке дерева», «Фотограф». 54 родителя получили психологическое сопровождение в виде
консультирования групповых тренингов и аутотренингов, совместных с детьми праздников, экскурсий,
такой работе способствовала релаксационная комната, полностью оборудованная на средства фонда.
Целью психолого-педагогического сопровожде-
ния воспитанника по профориентации и профадап-
тации является обеспечение оптимального развития,
успешной интеграции в социум. В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии вос-
питанником с ОВЗ разработан комплексный подход к
профориентационной работе, одним из важнейших
аспектов которого является подбор и модификация
методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья. Не менее важным,
для решения, вопросом о профессиональном будущем каждого подростка является диагностика спо-
собностей, личностных особенностей, интересов и
склонностей, которые зависят как от условий воспитания и обучения, так и от природных задатков. Для
работы в данном направлении на выделенные Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средства в рамках реализации проекта «Жизнь без границ» был приобретён комплекс
автоматизированных психодиагностических программ
« ПРОФИ-II». Данная программа делает подбор методического инструментария с учетом специфики ин-
дивидуальных особенностей, позволяет дать более
точную оценку актуального состояния воспитанника,
благодаря чему с ним строится дальнейшая индивидуальная и групповая работа. В ходе работы продиаг-
ностировано 54 ребёнка-участника проекта, в работе
с которыми выделены следующие факторы, которые
рекомендованы специалистам других учреждений
и организаций, работающих с людьми с ОВЗ в виде
информационных листовок, буклетов, брошюр: учет
состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии; поддержка со стороны педагогов; знание своих личностных особенностей, возможностей
и способностей; информированность о профессиональных деятельностях для дальнейшего выбора той
профессии, которая соответствует индивидуальным
способностям и адресом местонахождения учебного заведения; занятия в кружках, мастерских; участие
в конкурсах, выставках, ярмарках изделий; использование средств массовой агитации: социальные сети,
сайт организации, журналы, газеты, видеорепортажи.
Кроме кружковой деятельности, в нашем учреж-
дении существует такая форма профориентационной работы, как «Наставничество». Наставником может быть любой сотрудник учреждения, занимающий
такую должность, которая является актуальной для
данной категории детей и к которому тянется ребенок, это может быть санитарка, столяр, кухонный работник, швея, парикмахер. Ребенок закрепляется за
своим наставником или, как мы называем, мастером,
в роли подмастерья и в свое свободное время, при
желании, оказывает посильную помощь и учится профессиональной деятельности.
Параллельно обучению детей основам профессий
велась объёмная работа по реализации других мероприятий проекта, таких как:
- организация совместных досуговых мероприятий
(в течение срока реализации проекта проведено 5
праздников);
- день защиты детей (1.06.2017 г.);
- Новогодний праздник ( декабрь 2017 г.);
- День защитника Отечества (февраль 2018г.);
- Международный женский День (март 2018 г.);
- День семьи (июль 2018 г.).
В целях психологического сопровождения участни-
ков проекта проведено 3 экскурсии: в Башенный комплекс Итум-Калинского района, Хеди-Зиярт Веденского
района, Умалт-Зиярт в селении Сержень-Юрт Шалинского района, которые способствовали расшире-
нию кругозора детей, улучшению родительско-детских
отношений и т.д. По итогам реализации мероприятий планируется проведение конференции с участи-
ем всех участников проекта, руководителей районных
комплексных социальных центров обслуживания населения, профессиональных учебных заведений с целью
распространения опыта организации предпрофессиональной работы с подростками и взрослыми людьми с
ОВЗ по их месту проживания, оказания помощи в реализации их готовой профессиональной продукции
через культурно-сервисные организации (в качестве
сувениров), сопровождения при дальнейшем продол-
жении обучения и последующего трудоустройства.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

2