Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

04.10.2019 15:53 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 77-78 от 05.10.2019 г.

НЕУГАСАЮЩИЙ МАЯК РАДИМЫ СУМБУЛАТОВОЙ

Автор: Машар Айдамирова
Член Союза писателей

Чеченская литература, как всякая молодая литература, создавалась и выросла на народном фольклоре. Она подобна горной реке, вбирающей в себя все новые и новые родники, чтобы донести эти разрозненные воды до края земли и единым потоком влиться в великое море. Глубиной мысли, национальной философией, обогащенной неоспоримыми истинами философии академической, новизной взгляда на давно исследованные, но так до конца и не раскрытые смыслы, чеченская литература привносит в общечеловеческую духовность свою особую ментальность, свое понимание смысла жизни и предназначения человека. Чеченская литература прошла тяжелый путь. Она зарождалась в сложное время, когда кардинально менялась не только политическая карта мира, но и ценностные системы, выработанные человечеством на протяжении тысячелетий. Целые поколения талантливейших поэтов, писателей, литературоведов подвергались необоснованным и совершенно необъяснимым с точки зрения здравого смысла репрессиям. Деятели литературы уходили в небытие молодыми и здоровыми, не успевая раскрыть свой дар. Они так и не сумели заложить крепкий фундамент, на котором последующие поколения возвели бы величественное здание чеченской словесности. В результате каждому новому поколению литераторов приходилось начинать все с чистого листа. Сумбулатовой Радиме удалось вырваться из этого наследственного вакуума – она увидела себя представителем человечества. Все люди одинаково чувствуют боль, страдание. Они смеются и радуются одинаково, живут надеждой на счастливое будущее. И не важно, как они одеты, где, в каком уголке мира они живут, на каком языке говорят. На первой же страницы своей книги автор обращается к читателю с просьбой-советом: «Прежде чем взяться за чтение, полюби себя, полюби природу. Именно в этот момент прости каждого, кто оставил след в твоей нелегкой судьбе. Полюби море, полюби облака и звезды. Выйди на улицу, посмотри наверх. Ты чувствуешь: жизнь кипит пред твоими глазами. Так полюби же ее!» Радима призывает людей к гармонии с природой, с самим собой. И этот призыв красной нитью проходит через каждое ее произведение. Это первая книга молодого писателя, которая состоит из повести «Неугасающий маяк» и рассказов «Дорогой мой человек», «Запах Грозного», «Мактуб», «Цена жизни», «Бумеранг». Повесть «Неугасающий маяк» написана в жанре духовной исповеди героини, оказавшейся в угнетающем одиночестве перед лицом навалившегося на нее несчастья – от них ушел отец, самый близкий на этом свете человек. «История повторялась… книгу переписывали снова… судьба смеялась над нами… и разбивались чужие сердца». «Жизнь не фабрика по исполнению желаний!» – восклицает автор. Жизнь, как вечный двигатель, очерчивает свои бесконечные круги и в ее железных тисках коверкаются людские судьбы. Каждый человек приходит в этот мир, чтобы однажды навсегда оставить его и уйти в неизвестную вечность. И каждый что-то оставляет после себя миру – дом, детей, память (светлую или не совсем). Но самое ценное – слово, которое может поддержать, помочь в обретении смысла жизни, вдохновить и направлять человека к его цели. И Р.Сумбулатова подарила такое живительное, исцеляющее слово своим ровесникам – молодому поколению – в самый трудный, переломный период их жизни, в период становления личности. В повести «Неугасающий маяк» двойной сюжет: внешний и внутренний, бытовой и лирический. Они связаны системой ключевых слов, выведенных автором на отдельных листах, которые осторожно ведут читателя по стрункам души героини, до предела на
тянутым чередой душевных потрясений. Эти мысли обретают крылья, они становятся в произведении знаковыми. Радиме присущ дар чеканить в прозе формулы, схватывающие черты эмоционального импульса. Молодой автор впервые использовал такой литературный прием в нашей литературе. Если разложить эти мысли-формулы в хронологическом порядке, то можно отследить одиссею затерянной души, ищущей маяк надежды в пучине людского океана. В произведениях Р.Сумбулатовой не человек растворяется в природе, а природа умещается во внутреннем пространстве человека. Она доверяет свои сокровенные мечты звездам в ночи и делится с ними самыми восхитительными мгновениями своей юной жизни. Каждый человек – это неповторимая, отдельно взятая вселенная. Автор не раз подчеркивает индивидуальность человеческой души. «Мы отправляемся на край света для того, чтобы найти свое счастье, не понимая, что счастье в нас самих». Полная противоречивых чувств, героиня повести Мери заставляет читателя переживать вместе с ней, прошлое не отпускает, предательство отца разрушает ее внутренний мир. Новое потрясение – смерть матери – окончательно выбивает почву из-под ног. Боль наслаивается, судьба наносит все новые и новые удары. Подчеркнутое одиночество, отчаяние, доведенное до мысли о самоубийстве. «Говорят, у каждого человека один раз в жизни наступает седьмая секунда безумия. Моя секунда настигла меня в момент, когда ты отказался от нас. Папа» На примере драматической истории героини повести Мери мы чувствуем хрупкий мир подрастающего поколения, который может разрушить малейшая вибрация семейного очага. «Наш дом потерял тепло». Эпиграфом к этому разделу автор приводит слова М.Тереза: «Если вы хотите осчастливить весь мир, идите домой и любите свою семью». Однако за проблемой, на первый взгляд кажущейся мелкой социальнобытовой неприятностью, вырисовывается глобальная драма – в больном, духовно-обнищавшем обществе с расшатанной духовно-нравственной основой личная трагедия может трансформироваться в общенациональную. Философские размышления автора о личности, о ценности человеческих взаимоотношений приводят героиню к убеждению, что простого человеческого счастья можно достигнуть лишь разрывом индивидуалистической замкнутости. Времени подвластно все: и рождение, и смерть. Оно сокрушает твои мысли, планы, мечты, надежды. То, что вчера казалось неизбежным концом, завтра вполне может оказаться началом новой жизни. В самом начале повествования мы видим Мери на грани нервного срыва. «Написав о главном, я дрожащими руками вырывала эти листы и бросала в огонь, который сжигал все до последней буковки. Жаль, он не мог сжечь то, что пожирало меня изнутри». Она пытается заглушить боль, ищет спасение в громкой музыке, «чтобы не слышать, как рушится ее мир». Она отгородилась от внешнего мира, она «разбита вдребезги на тысячи осколков» и не хочет, «чтобы ее собирали снова». Но в завершение Мери обретает покой, письма матери служат ей маяком в бушующем океане душевных переживаний. «Я перечитывала письма матери. Было пролито немало слез. А те письма, что были адресованы отцу, я с улыбкой бросала в огонь, который сжигал все написанное. Как хорошо, что он еще сжег и то, что пожирало меня изнутри». Хочется пожелать творческих успехов Радиме, которая, несомненно, обогатит своим талантом нашу литературу. И пусть творческим маяком ей служит всеобъемлющая любовь к человечеству, доброта и милосердие. 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

34