Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

07.03.2019 14:18 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15-16 от 07.03.2019 г.

Чарующая песнь о любви

Автор: Аза Газиева

Нелли Хаджиева! Яркое самобытное явление в театральном искусстве советской Чечено-Ингушетии. Выпускница Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии имени А. Островского. На сцене Чечено-Ингушского государственного драматического театра имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова она дебютировала в роли обворожительной Джульетты в спектакле «Ромео и Джульетта» по одноименной трагедии Вильяма Шекспира. Ее партнером в этом спектакле был блистательный Юсуп Идаев. Это был дипломный спектакль чечено-ингушской студии, окончившей ленинградский театральный институт в 1962 году. Именно со спектакля «Ромео и Джульетта» началась новая веха в сценическом искусстве ЧеченоИнгушетии. В национальный театр после долгих лет вынужденного застоя, в период депортации, пришла высокообразованная молодежь, охваченная страстным желанием самоотверженно служить Мельпомене. И дипломный спектакль «ленинградцев» – яркое тому свидетельство. Нешуточные страсти далекой Вероны, увековеченные великим английским драматургом 16 века, стали близки и понятны горцам благодаря талантливой игре молодых актеров. Нелли Хаджиева в роли Джульетты была восхитительна. С первых же шагов ее на сцене национального чеченского театра она завоевала любовь и симпатию зрителей. Классическая манера игры, виртуозное перевоплощение, пластичность и отточенное мастерство пленяли в молодой актрисе. На чеченский язык трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта» перевел великий чеченский писатель Абдула Хамидов. Постановщиком спектакля выступил руководитель студии И. Савельев. Режиссером был В. Петров. На протяжении пяти лет, будучи наставниками и мастерами чеченских студийцев, мэтры российского театрального искусства до мозга костей изучили своих подопечных и прекрасно понимали, кто из них на что способен. И выбор на главные роли именно этих актеров – Нелли Хаджиевой и Юсупа Идаева, далеко не случаен. Ведь и во втором дипломном спектакле ленинградских студийцев «Два цвета» по пьесе А. Зака и И. Кузнецова Нелли Хаджиева и Юсуп Идаев опять в главных ролях. Юсуп Идаев играл Шуру Горяева, а Нелли Хаджиева блистала в роли Катеньки Шагаловой. Отсюда следует, что еще со студенческой скамьи эта пара имела незаурядные способности и подавала очень большие надежды. Об этом свидетельствует и спектакль «Без вины виноватые» по одноименной пьесе классика русской драматургии А.Н. Островского. Опять два перла чеченского театрального искусства встретились на сцене. И опять по замыслу авторов спектакля они любят друг друга, со всем чудесным бесстыдством первой любви, способной на безумства. Она родила ребенка до свадьбы, уверенная в его честности и добропорядочности. А он эти безобидные порывы страстной любви разменял на медный грош. Он женится на другой, нелюбимой, но богатой. А она потеряет ребенка и пройдет все круги ада. Однако не сломается, сумеет схоронить где-то далеко в недрах щемящей души жгучую боль и занять достойное место в обществе. Под псевдонимом Елены Кручининой она начинает выступать на театральных подмостках. Становится великой русской актрисой. У нее теперь очень много денег и великое множество поклонников. Но это не приносит радости. Нестерпимая боль потери первенца преследует ее на протяжении всей жизни. И вот однажды, возвратившись с гастролями в город своей опрометчивой молодости, Кручинина узнает, что сыночек ее жив. Зовут его Григорий Незнамов. Более того, и господин Муров, некогда предавший любимую корысти ради, готов кинуться к ее ногам. Режиссером спектакля был Л-А. Хациев, В спектакле играл блестящий актерский ансамбль. Мурова играл Юсуп Идаев, Шмагу – незабвенный Альви Дениев, Григория Незнамова играл тогда еще молодой, но уже признанный мастер сцены Дагун Омаев. Конечно же, ×àðóþùàÿ ïåñíü î ëþáâè (К 80-летию Народной артистки РСФСР Нелли Джемалдиновны Хаджиевой) Нелли Хаджиева была на высоте, пленяя зрителей талантливой и вдохновенной игрой. Она была очень сценична, талантлива и умна. Нелли Хаджиеву смело можно назвать одной из самых интеллектуальных актрис, блиставших когда-либо на сцене чеченского национального театра. Наверное, поэтому у нее было очень много поклонников, ее безумно любили зрители. Новый театральный сезон 1963 года Чечено-Ингушский государственный драматический театр открыл спектаклем «Тропою грома», поставленным народным артистом Чечено-Ингушетии, первым чеченским режиссером Гаруном Батукаевым. В основе спектакля был роман П. Абрахамса, инсценированный К. Мюфке. Спектакль «Тропою грома» был о человеческой стойкости и мужестве, он звучал гимном пробуждающейся силе «желтых» и «черных», порабощенных колонизаторами. Была в спектакле и большая интернациональная тема – тема дружбы народов. За нее и ратовала Сари Вильер в исполнении Нелли Хаджиевой. Героиня, душевно сыгранная талантливой актрисой Хаджиевой, страстно влюбляется в «черного» Вильямса Сварца в исполнении Юсупа Идаева. Тем самым героиня Нелли Хаджиевой Сари Вильер бросает вызов обществу, в котором выросла, смело перешагнув кровавую черту, искусственно разделяющую «белых» и «черных». Темпераментной игрой в спектакле «Тропою грома» актриса призывала всех людей планеты к братскому единению, невзирая на цвет глаз и кожи. Расизм не может быть преградой для настоящей любви. Во всяком случае Сари Вильер в исполнении Нелли Хаджиевой убеждала зрителей в этом весьма активно. В середине прошлого столетия народный артист Чечено-Ингушетии режиссер Владимир Вайнштейн на сцене Чечено-Ингушского государственного драматического театра поставил пьесу немецкого драматурга Фридриха Шиллера «Коварство и любовь», в которой был показан убогий мир глухой провинции феодальной Германии конца восемнадцатого века. В ней было вдоволь замысловатых интриг и неординарных преступлений. Роскошь и разврат герцогского двора на фоне нищеты и бесправия простого народа. Нелли Хаджиева играла в этом спектакле леди Милфорд, любовницу герцога, светскую львицу, горделивую красавицу, которая так изощренно плещется в собственном ханжестве и лицемерии и которой вряд ли знакомо чувство настоящей любви… Человеческие чувства и отношения здесь, скорее, носили «блошино-базарный» характер, весьма далекий от искренности. И леди Милфорд в исполнении Нелли Хаджиевой погрязла в этом сладострастном омуте. Ослепительной многогранностью засверкал талант молодой актрисы в этом спектакле. Мимикой, жестами и просто выразительностью огромных глаз она многое рассказала о героине безмолвно. Своей виртуозной игрой великая чеченская актриса Нелли Хаджиева обличала пороки «сильных мира сего», заостряла мышление зрителя, страстно взывала к духовности и высокой морали. Рассказывая о творчестве блистательной актрисы Нелли Хаджиевой, невозможно обойти вниманием спектакли по пьесам местных авторов, в которых она играла. Прежде всего, хочется рассказать о спектакле «Дороги любви» по одноименной пьесе ингушского драматурга Идриса Базоркина, поставленном народным артистом ЧИАССР Н. Децик. Это была грустная история о любви и предательстве, о дружбе и верности. Нелли Хаджиева в этом спектакле играла роль главной героини — Доты. «Трудная задача стояла перед Н. Хаджиевой – показать становление личности героини. И ей это удалось. Актриса передает главное в ее характере: целеустремленность, общественную активность, позитивный взгляд на жизнь, поэтичность и сложность духовного мира. «Мы полюбили Доту, поверили ей…», – писал сразу же после премьеры великий чеченский композитор Аднан Шахбулатов в газете «Грозненский рабочий». Нелли Хаджиева играла свою современницу, натуру цельную, психологически сложную. Образ, созданный
актрисой в спектакле «Дороги любви», был весьма дорог всем поклонникам ее неординарного таланта. Долгие годы он служил ярким примером для подражания, ибо героиня была активным и «боевым» человеком, нашедшим свое место в жизни, готовым самоотверженно прийти на помощь другому. Такой — светлой и незабываемой — играла Нелли Хаджиева свою Доту… Есть в репертуаре Чеченского государственного драматического театра спектакль, вошедший в золотой фонд театрального искусства нашего народа. Конечно же, это спектакль «Бессмертные» по одноименной пьесе Абдулы Хамидова, впервые поставленный режиссерами В. Вайнштейном и Р. Хакишевым. Спектакль о легендарном герое чеченского народа Ханпаше Нурадилове, чье имя носит национальный театр. В этом спектакле Нелли Хаджиева играла русскую девушку Катю Радионову, влюбленную в Ханпашу. «Мягкой, лирической нотой вплетается в спектакль о войне рассказ о возвышенной любви, способной на большой подвиг, – писал Бек Абадиев в газете «Грозненский рабочий» 18 ноября 1966 года. – Санинструктор Катя Радионова – яркий характер: непосредственный, порывистый, обаятельный. Любовь Кати и Ханпаши – еще не родившееся чувство, скорее, мечта о ней. И в этом, по-моему, своя логика, своя печальная поэтичность». Так неназойливо, контурами зарождающихся мыслей поведать зрителю о высокой любви могла только актриса незаурядных возможностей Нелли Хаджиева. 1967 год. Руслан Хакишев заканчивает режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Для своей дипломной работы он берет трагедию испанского поэта, драматурга Федерико Гарсиа Лорки и ставит ее на сцене Чечено-Ингушского государственного драматического театра. Прекрасный актерский ансамбль. Смелое режиссерское решение. Кипящие страсти далекой Испании стали близки и понятны чеченскому зрителю благодаря слаженной работе коллектива театра. Траурная цветовая гамма (художник Алико Туладзе) еще до начала спектакля рождала настороженное, тревожное чувство у зрителя. Нелли Хаджиева играла невесту. Играла страстно, вызывающе, темпераментно, словно доигрывала последнюю роль. По неведомым для зрителя причинам невеста разлучена с любимым. Однако он ей по-прежнему дорог, являясь в сновидениях. Леонардо, так зовут возлюбленного невесты, тревожит девичий покой и бередит незажившие душевные раны, хотя и женат давно на другой, у него растет сын. Это жизнь. Умом невеста прекрасно все это понимает. А вот сердце! Как ему объяснить, если оно начинает трепетно биться даже при одном воспоминании о любимом. Героиня Нелли Хаджиевой напоминала в спектакле «Кровавая свадьба» раненую птицу, которая запуталась в сетях.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

2