Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

20.08.2020 17:46 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 34-37 от 20.08.2020 г.

"Я-посол мира..."

Автор: Дени Сумбулатов

Если окинуть взглядом путь чеченского народа, проанализировать
события и факты, то зримо вырисовывается то, что жизнь чеченского народа была весьма специфична и трагична. А если взять любой промежуток этого пути, подвергнуть все
тому же беспристрастному анализу биографии военных предводителей или народных вождей, живших в совершенно разные эпохи, то четко проясняется подобная же героическая и трагическая участь наших народных лидеров. Колесо чеченской истории, на первый взгляд, как
бы вертится по кругу, из века в век повторяетсявсе, вплоть до мельчайших подробностей и в то же время наша история все-таки развивается по спирали. Объяснениеэтому, что
сознание людей прошлого и настоящего существенно разнится–современник просвещен и эрудирован, находится в курсе происходящего, обладает способностями аналитического и критического мышления, имеябольший кругозор, нежели
предшественник. Но вместе с тем современным человеком стало гораздо легче манипулировать. В новейшее время в массе «ковались» люди у себя на уме, вогнанные в
рабскую психологию потребителей. При этом каждый «продвинутый» индивид
(не «отсталая» личность, как в прошлом) отличался ослепляющей гордыней собственного мировоззрения и ложного видения положения вещей, абсолютно не
приемлющих никаких возражений или контраргументов, с готовыми рецептами на все и вся. В таком обществе брать на себя ответственность – архисложное дело. И когда чеченский народ, разделенный на всевозможные партии и движения, стоял у самого края пропасти духовного и физического небытия, когда рвались традиционные узы родства в народе, а брат шел на брата, когда люди буквально теряли всякий контроль над собой, Главой Чеченской Республики
стал Ахмат-Хаджи Кадыров. Когда Ахмат-Хаджи Кадыров был Главой Временной Администрации Чечни, я и редактор Гудермесской районной газеты «Гумс» Хожбауди Борхаджиев
поехали в село Мескеты к Народному писателю ЧИАССР Абузару Айдамирову, чтобы взять у него интервью относительно складывающейся в республике
общественно-политической обстановки и узнать его мнение по поводувыборов
будущего президента Чечни. У нас состоялся долгий и обстоятельный разговор относительно политических прогнозов на ближайшее будущее. Подводя итог нашей беседе, Айдамиров привел следующую цитату из своего романа «Дарц» (Буря): «Если у человека
есть талант, если разум его в состоянии усвоить прочитанное, увиденное и услышанное, если он хорошо владеет языком, чтобы пересказать все это, и если он будет без устали трудиться, то такой человек сумеет углубленно изучать науку. Он сумеет понять и донести до людей истины Корана, религиозных книг и других наук, и люди назовут его ученым или алимом. Но чтобы стать истинным ученым или алимом, такому человеку, помимо знаний, нужно обладать и многим другим и дисциплинами. Ему нужен ум, чтобы объять глубину и широту своих знаний.
Но даже знания и ум тоже недостаточны, чтобы назвать человека ученым, алимом.
Истинный алим или ученый – это глубоко верующий, богобоязненный человек, сознающий свой долг, свою ответственность перед Богом, людьми и своим
народом, говорящий и пишущий только правду, защищающий правду, закон
и справедливость. Он стойко переносит беды и лишения, голод и нищету, одновременно принося пользу народу своими знаниями, мудростью,живет в неустанных трудах во имя блага народа. Если онтерпелив, благороден и милосерден,это
и есть настоящий ученый, алим. Но если он будет превращать свои ум и знания
в товар для купли-продажи; если будет продаваться за земные блага, склонит
голову перед царем, властью или иной силой; отойдет от правды, закона и справедливости; промолчит, видя несправедливость, коварство, жестокость и другие
злодеяния сильных мира сего, или по какой-либо причине станет союзником творящих зло, то этот человек не истинный алим или ученый. Более того, ни один человек не имеет права на такую коварную позицию,особенно религиозные деятели ученые, писатели, судьи, никто из тех, кто взял на себя обязанности учить людей благородному, доброму, чистому, честному
и справедливому делу. Такие конахи-рыцари были в Чечне всегда. Одни из них умерли, так и не признанные народом, другие забыты сразу же после их смерти, и только
имена единиц сохранила история. Потом, немного подумав, Абузар добавил: «Ахмат-Хаджи просвещенный человек, который не будет прогибаться перед
трудностями, он считает своей обязанностью говорить только правду. Таким он
и останется в истории. Некоторые поймут его сегодня, другие – завтра, а небольшая кучка людей – так и не поймет никогда, по причине нежелания понять или
из-за зависти. Неумение или нежелание отделять зерна от плевел, добро от зла –
одна из причин больших бед. Мы должны преодолеть это в себе, избрав президентом самого достойного из нашей среды, не боящегося говорить правду в лицо. Ахмат-Хаджи именно из таких». И до своего избрания руководителем республики Ахмат-Хаджи прилагал немало усилий для того, чтобы в Чечне не разгорелся пожар войны. Он организовывал
всенародные собрания в городах и весях
республики, разъяснял людям складывающуюся общественно-политическую обстановку, поименно называл виновников бед чеченского народа. Он переживал, что на нашей многострадальной земле вновь разгорится всепожирающее пламя человеконенавистнической бойни. Поэтому он напрямую обращался с призывами к тем, кто пытался бросить наш народ
в пекло войны: «Почему вы не испытываете жалости к народу, пытающемуся выкарабкаться из бойни, в которую вы его кинули? Вы пытаетесь сделать знамя из
того, к чему сами абсолютно не приспособлены, о чем ни имеете ни малейшего понятия, вы подвергли обструкции тысячелетние адаты наших отцов, а также
ислам, традиции и обычаи, что за государство в таком случае вы пытаетесь
построить? Оставьте жить, как им заблагорассудится, соседние народы. Не умея
жить в согласии и благодати по-людски у себя дома, какой иман и ислам вы собрались привнести в соседний Дагестан?» Однако темные силы зла не послушались его призывов, не вняли его просьбам. В истории чеченского народа никогда не
было, чтобы с его земель на чужую территорию вторгались вооруженные отряды. Впервые это случилось в августе 1999 года, когда международные банды террористов вторглись из Чечни в Дагестан, сея на своем пути хаос, смерть и разрушения.
Весь мир следил за этими драматическими событиями. Настал критический
момент, когда из среды чеченцев должен был выявиться авторитетный лидер, который от имени всего народа смог бы сказать веские слова правды. Необходима была самая настоящая доблесть, чтобы несправедливость назвать несправедливостью, истину – истиной. Именно
такой доблестью и обладал муфтий Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров. Он без всяких обиняков объявил всей республике и всему миру, что вторжение террористов с территории Чечни в Дагестан произошло вопреки воле чеченского народа и что эти отщепенцы не имеют к нему никакого отношения и вынашивают чужеземельные планы, диаметрально противоположные чаяниям и бедам чеченцев. В то время, когда охаивали святых и
святыни, неудивительно, что находились те, кому были не по душе решительность и лидерские качества Ахмата-Хаджи. Завидуют обычно тем,
кто лучше – это аксиома. Что за победу одержал Кадыров-старший? Во-первых, он одержал победу над самим собой, над своими былымиполитическими
взглядами. Во главу он возвел заботу о рядовых гражданах, простых людях,
разрешение их чаяний и бед, с их радостями и огорчениями. Его жизнь отныне озарена светом служения народу и Отечеству. Ярким тому подтверждением является вопрос, вынесенный по его инициативе на референдум 2003 года: «В каком государстве хочет жить чеченский народ?» После общенационального плебисцита и получения всеобъемлющего подлинно народного ответа на этот вопрос, он все свои моральные и физические силы направил на очищение духовности, культуры народа, их
возрождение. На родину были возвращены музыканты, артисты, танцоры. Была налажена
полноценная деятельность ансамблей
«Вайнах», «Нохчо», «Даймохк»; театров
им. Х. Нурадилова и Русского им. Лермонтова, Грозненского кукольного театра; музеев, библиотек. На восстановленном телевидении начались передачи,
посвященные культуре и традициям чеченского народа. Чаще стали звенеть
песни, национальные илли. Все это и другое, что составляло основу чеченского национального менталитета,и ранее было под запретом у строителей суверенного чеченского государства.
Как будто предчувствуя будущее, Ахмат-Хаджи спешил встречаться с людьми. На этих собраниях его речь, ответы практически на любые вопросы звучали с глубинным смыслом и исчерпывающе. Ахмат-Хаджи проделал большую работу по возвращению чеченских беженцев, их обустройству на родине и, самое главное, обеспечению их безопасности.
Под его пристальным вниманием были открыты десятки ПВР, оказана помощь
тысячам обездоленным людям и инвалидам. Он интересовался жизнью ученых,
спортсменов, студентов, их помыслами, устремлениями. Он не оставил пенсионеров на произвол судьбы, бросив им в лицо: «На вашу пенсию закуплено оружие…» Не сказал учителям: «Хотите – работайте, не хотите – уходите из школ, зарплаты не будет…» Наоборот, едва встав у руля власти, Ахмат-Хаджи обратился к ним с призывом: «Ученые, сознательные и умные люди, переживающие за судьбы народа и Отечества, живущие
в Чечне и за ее пределами! Мне и нашим соплеменникам необходима ваша
помощь в восстановлении полноценной, достойной жизни в Чечне. Наш долг сберечь народ от бед, поэтому все мы должны отодвинуть наше личное «я» и найти
средство для его исцеления. Если вы не готовы к содействию мне в этом, то просьба хотя бы не мешать…» В каждом его слове, поступке чувствовалось, что он жил решимостью сплотить весь народ, не деля соплеменников на хороших и плохих, не приближая
своих и отдаляя чужих. В исторических
судьбах чеченцев никогда не было такого, что делал Ахмат-Хаджи: одаривал
ценными подарками спортсменов, артистов, писателей…
В 2002 году в Гудермесе отмечался 30-летний юбилей со дня выхода в свет
романа Абузара Айдамирова «Еха буьйсанаш» (Долгие ночи). После окончания мероприятия Ахмат-Хаджи передал писателю в дар автомобиль «Волга». В
Доме детского творчества Гудермеса отмечался 60-летний юбилей известного
чеченского актера театра им Х. Нурадилова Дагуна Омаева. После окончания
торжества Дагуну также были вручены ключи от автомобиля «Волга». Мы
были свидетелями, когда каждому игроку ФК «Терек» были вручены автомобили. Сотни ветеранов войны и инвалидов бесплатно получили легковые машины «Ока». Тысячи жаждущих исцеления больных были за большие деньги направлены на лечение в лучшие клиники
нашей страны и зарубежных государств;
тысячи детей отдохнули на лучших курортах и санаториях РФ. При АхматеХаджи, благодаря его всемерной помощи, были открыты школы, вузы, ссузы.
Этим богоугодным делам свидетелями были мы все. А сколько их было, его
благих дел, так и оставшихся неизвестными нам?!
Нам довелось жить в трудные времена, когда были ранены не только наши
тела, но и души. Хаос привел к брожению в массах, их неуправляемости.
Было неимоверно трудно руководить чеченцами, особенно – если подходить к
делу с душой. Ахмат-Хаджи был настоящим конахом и одаренным политиком.
Будучи ученым-богословом, он каждый свой шаг верял с требованиями ислама.
У каждого народа были политики. Среди них бывали и преступники, и
благодетели. Многим из них установлены памятники. Однако не было в
мире политика, которому благоволил бы весь народ. Самый лучший памятник – остаться в благодарной памяти народа. Ахмат-Хаджи своими благими делами и жертвенным подвигом во имя людей воздвиг себе именно подобного рода нерукотворный памятник. Благодаря тому, что он своим недюжинным умом заложил идеальные фундаментальные основы современной чеченской государственности в составе РФ,
дела и поступки нынешнего Главы ЧР Р.А. Кадырова, следующего его путем,
выливаются для нашего народа и республики, да и всей страны в целом – в
подлинную благодать. Редко взращивает народ таких сынов, как Ахмат-Хаджи. Однако не всегда у него хватает мудрости уберечь их. Народ, не умеющий ценить подобных
лидеров, долго пребывает в бедствиях и страданиях, даже не осознавая, почему так случилось. Люди, лишившись подлинного вождя, начинают делиться
на различного рода группировки и просто толпы неуправляемых масс. Это первый признак нависшей над ними беды. Чеченцы в новейшее время не допустили такой фатальной ошибки, так как Ахмат-Хаджи, нисколько себя не возвеличивая, в бытность свою президентом,
сказал: «Я не падишах чеченского народа, а посол мира от имени чеченского народа».
Это была одна из лучших черт его характера, благословляемая всем народом – стремление к миру. Он был первым из лидеров и руководителей, направивших жизнь чеченцев в русло
примирения и мира. «Я никому не позволю унижать и уничтожать свой народ!» — эти слова АхматХаджи и его светлый образ будут жить в памяти людской вечно. У его подлых
убийц не хватило сил прервать начатый им путь возрождения, мира и процветания Чеченской Республики. Дала декъалвойла, шенса а цакхоош, халкъан дуьхьа ваьхна АхьмадХьаьжа!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

8