Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

25.09.2020 05:02 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 от 24.09.2020 г.

Жянта-неки Гунойского тайпа

Автор: А. ДАРОВ

Гуни, древний памятник с петроглифами в местечке "1ожин дукъ"

Этнография

Во времена, когда началось освоение гунойцами из местечка Дехьа Гуьна территории современного села Гуни, они начинают делиться на некъи (колена, ветви, подроды). У одного из тогдашних отцов гунойцев — Али — было три сына: 1умар, Хан-Бахьад и Жаьнта (Асхабов Дукхваха Ярагиевич, житель с. Гуни).

На южной стороне Гуни располагался Жаьнта юкъ, где жили Жянта и его многочисленные потомки.

Со слов гунинца Мовсуда Джамалуева, в народе сохранилось следующее предание. — У гунинцев был уговор, что никто из них не будет селиться западнее сельского кладбища, что ныне в черте села Гуни. Однако по мере разрастания семейств приходилось искать новые места для их расселения. Представители Жянта-неки изготовили в лесу дом из бревен, разобрали его и ночью втайне от остальных гунинцев перенесли в запретное место и там собрали вновь. Затем они сложили очаг, затопили его, сделали себе на нем еду и отведали ее на новом месте. Утром остальные гунинцы оказались перед свершившимся фактом: они увидели обжитый дом… «Видать, это место было им уделом. Никто не вправе погасить священный огонь в очаге!» — вынесли они вердикт и оставили новоселов в мире и покое. До этого Жянта-неки жили в местечке под аульской мечетью. Передал этот рассказ старожил-гуноевец 1адиз, отец известного чеченского общественника Сайд-1али Адизова.

Умаев Сайд-Мухьмад, бывший туркх (помощник кадия, имама) гунинцев, был тестем этого самого Сайд-Али Адизова. От них, в частности от его сына Сайд-Рамзана, он узнал следующее: «Сайд-Мухмад записал имена двух братьев Жянти. Звали их Тимирболат и Шахболат. Первым мюридом Кунта-Хаджи Кишиева среди чеченцев был гунинец Г1арби. Вслед за ним его мюридами стали Цоьцхи и Хьатат из Жянта-неки. И только спустя почти 7 лет Кунта-Хаджи устазом (духовно-религиозным поводырем, учителем) признали остальные гунинцы. То, что Цёцхи и Хатат взяли Кунту-Хаджи в устазы в глазах остальных гунинцев выглядело знаком высокого облагодетельствования Всевышним Жянта-неки». Произошло вступление Жянта-неки в вирд (духовно-религиозное братство) Кунта-Хаджи, по предположению Адизова, приблизительно в 1842 году (Сайд-1али Адизов, «Кишин-Хьаьжех дийцарш», неопубликованная рукопись в компьютерном наборе).

Автуринские Жянта-неки. По мере разрастания аула Гуни и умножения числа его жителей гунойцы начали переселяться в другие места. Сыновья Жянты 1умар, Акхмар и Т1емалг переселились в Автуры. Акхмар был старшим из них и самым многодетным. На новом месте он развернул бурную хозяйственную деятельность. Земельные угодья на выезде из Автуров в сторону Ники-Хита и Гелдагана стали его собственностью на правах первой заимки. Он охранял их так рьяно, что на него начали поступать жалобы имаму Шамилю. Имам вызвал Акхмара в свою резиденцию в Ведено и начал разбор жалоб доносчиков, что он не дает другим пользоваться земельными угодьями. Видя, какую бурную и полезную деятельность развернул Акхмар и, уяснив, что жалобы на него – пустой поклеп и клевета завистников, имам оставил за гуноевцем освоенные им земли, сказав, чтоб и доносчики также трудились в поте лице, как он, осваивая другие пустующие земли.

Лет 15 назад в Автурах на трех центральных улицах было уже более 250 хозяйств представителей Жянта-неки тайпа Гуной (Каимов Ахмед Тураевич, житель Автуров, 1957 г.р.).

Месадин-К1отар (Меседой) — село на юге от Гуни. Основано в 1888-1889 гг. Название получило от имени Месади. Месада была второй женой гунинца Къеди из Жянта-неки.

Мюрид и воин имама Шамиля Кеда в одном из походов в Грузию привез себе жену. Звали ее Меседа. В честь нее ее именем назван хутор Меседой (Дукх-Ваха Асхабов, учитель Гунинской средней школы).

По рассказу же старейшины села Гуни Инзиева Сайд-1ели из Жянта-неки, Месада была родом из Мескер-Юрта (Герменчука), из тайпа Ширдой. Кеда и Месада жили выше Умаевых в Гуни. Впоследствии, после смерти Кеди и переселения Месади с детьми на новое место, позже разросшееся в хутор, их участок в селе Гуни был продан 1азизу.

- У нашего деда Кеди была вторая жена по имени Меседа, — рассказывал Сайд-Али. — Первой его женой была сестра Алсолты из Гуни по имени Эширап. Меседа была из тайпа Ширди, пришла в Гуни из Герменчука с братом. Имя его брата забылось. Он пришел в Гуни, чтобы заняться земледелием, попросив у гунинцев землю под сев зерновых. Также с ними был еще товарищ. На равнине стояла засуха, а склоны горы Эртан-Корт буйно поросли кустарником.

Меседа пришла, чтобы помочь брату и его товарищу с севом, а также готовить им пищу. Мужчины вспахивали отведенный гунойцами им участок, когда Меседа направилась к ним с едой и небольшим запасом кукурузы для посева, на случай, если ее не хватит. По пути ее настиг и похитил Кеда.

У Кеди не было сыновей, были только дочери, рожденные Эширап. Меседа родила ему семерых сыновей: Хамбахада (Хаж-Мурда), Везира, Дачу, Падара, Зубайру, Инзи и Юнса.

Несмотря на то, что Меседа была приведена в дом второй женой насильно, Эширп невзлюбила ее и постоянно устраивала свару. В один из вечеров они сделали галушки из мяса быка, зарезанного для жертвоприношения, и ужинали. У Меседы в руках была кость ноги быка, с которой она пыталась соскоблить мясо. Эширап взяла ее в оборот и не давала продыху. Доведенная до отчаяния Меседа ударила этой самой костью Эширап и уложила ее на месте. На второй день спозаранку она отправилась в то место, где ныне находится хутор ее имени, и принялась очищать местность от кустарника и бурьяна, делая межу под будущую заимку.

Начав с противоположной стороны оврага, что за Сайд-Усмановыми, Меседа сделала большой круг, выкорчевывая по пути кустарник и бурьян, делая межевые знаки, обозначая тем самым границы своей заимки, дошла до пределов эгишбатойцев, свернула на противоположную сторону оврага, идущего от кладбища, и замкнула кольцо границы намеченных владений ниже Зайналбиевых.

Прихватив владения Хататы, Меседа очертила большой участок земли. После этого, как говорят одни, она отправилась во Владикавказ. Возможно, что ездила она в Грозный. Сказав там, что у нее возделанная собственными руками лесная поляна (делянка) – ирзо, она получила на нее документы, дающие ей право селиться там. После этого она с сыновьями перебралась на новое место. Поэтому новый хутор и был назван ее именем – Меседой (Месадин к1отар).

В мае 2017 года на гунинском кладбище был обнаружен надмогильный камень-чурт Кеди. На нем он записан как «Къеда ибн Джамбур». Датой смерти указан 1888 год (по современному летоисчислению). Точно известно, что Меседой заложен после его кончины. Следовательно, датой его закладки являются 1888 или 1889 годы (информатор — Сайд-Али Инзиев, записал Сайд-Али Адизов).

Приведем здесь родословную чеченского журналиста Арби Падарова, чьим прапрадедом и был Къеди, прадед, дед и отец которого, соответственно, происходят уже непосредственно из Месадоя: Гунаш — Гундал — Жадал – Паьрси – Эски – Гуммалт – Дата — Устар — 1ажмот – Эвриг — Алхаз — Улуби – Айбила — 1ела — Пашта/Пешто – Жаьнта1ела1аннаГ1анг1ир(ий) – Жамбур(ий) — Къеда – Падар — 1успа-Хьаьжа (1умар)Ша1ман1аьрби.

Некоторые топонимы, связанные с Жянта-неки:

Везиран Зайналбекан ирзо,

Падар(ан) ирзо,

Жаьнта-некъийн Русланан ирзо,

Жаьнтийн жиеле,

Жаьнта юккъе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

129