Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

15.06.2021 15:31 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 27-30 от 15.06.2021 г.

Газета “Гумс”: вчера и сегодня

Первый номер газеты «Гумс» (до 1 января 1991г. – «Красное знамя») вышел в свет за несколько дней до начала Великой Отечественной войны… Выходила она тогда объемом в две страницы и являлась органом Гудермесского райкома ВКП/б/ и исполкома райсовета депутатов трудящихся.

Что же интересного было в том первом номере от 18 июня 1941 года? Передовая статья рассказывала о присвоении Гудермесу статуса города и об организации в Гудермесском районе своего печатного органа — районной газеты «Красное знамя». Также в ней были материалы об общественно-политической жизни города, о трудовых буднях, о врачах В.И.Волкове и Н.Г.Мальчиковской, а также другие заметки, касающиеся положения в мире. Тираж первого номера — 1000 экземпляров. Газета была набрана в Грозненской типографии. Первым редактором ее был Х.М.Ахмадов.

В 1943 году редактором стал чеченский поэт Билал Саидов. Газету после редактировали: А.Никитина, И. Гвоздиков, И.Слюнкин, П. Петров, В.Шанин, Н.Астахов, Н.Заздравный, М.Осмаев. С февраля 1995 г. по настоящее время коллектив редакции возглавляет Хожбауди Борхаджиев, являясь рекордсменом по числу лет пребывания на этом руководящем посту. Интересно и то, что весь архив редакции после смерти Сталина был уничтожен по приказу местных властей. В 1954 году газета стала выходить на четырех полосах.

Можно привести немало примеров долголетнего и прочного союза читателей и газеты, которая всегда несла идеи дружбы и единения народов. В 1989 году впервые в СССР газета «Красное знамя» начала выходить на трех языках: русском, чеченском и кумыкском. Об этом на всю страну огласил тогда диктор Всесоюзного радио. В 1991 году наша газета стала называться «Гумс». В тот год, в июне, ей исполнилось 50. Было юбилейное торжество. Далее начались сплошные испытания. Газету закрывали. Она боролась, выживала.

Гудермесские журналисты никогда не стояли в стороне от общественной жизни на крутом изломе новейшей истории Чечни. Читатели со стажем должны помнить по публикациям из газет разного времени имена гудермесских журналистов: Н.Астахова, И. Джамалова, В.Бердникова, А.Сумкина, Б.Абзотова, Б.Хайдарханова и многих других, которые внесли немалый вклад в развитие и упрочение позиции местной прессы. Целых полстолетия в рядах гумсовцев трудился Юрий Коптев. Его первая статья увидела свет в далёком 1954-м… В год 60-летия Великой Победы ветерана войны и чеченской журналистики не стало…

В октябре 1986 года на заседании бюро Гудермесского городского комитета партии редактором гудермесской газеты «Красное знамя» утверждается Мовла Камилович Осмаев, выпускник журфака МГУ, работавший к тому времени заместителем редактора этого же издания. Редактор круто стал менять «лицо» газеты. Из номера в номер она становилась менее идеологизированной, приобретала гуманную и интернациональную направленность, хотя новаторский стиль молодого редактора, его стремление придать газете «человеческое» лицо, встречали яростное сопротивление со стороны старого редакционного персонала и партийцев – кураторов.

В начале 90-х годов было принято решение переименовать газету. Остановились на «Гумсе» — по названию реки. Редактор сполна использовал кумыкский интеллектуальный ресурс района – инициировал отдельную полосу в газете на кумыкском языке. Ведущую роль в ее подготовке к печати играл тогда директор Брагунской средней школы Абас Мамаев – историк и этнограф.

При газете тогда действовало литературное объединение «Родник». Руководил им Народный писатель ЧР, знаменитый поэт-лирик Шаид Рашидович Рашидов. Через него прошли поэтическое становление известные сейчас поэты и писатели республики.

В газету пришли работать новые люди: Дени Сумбулатов, Руслан Юсупов, ставшие затем высокопрофессиональными журналистами.

«Гумс» занял лидирующие позиции в республике по всем параметрам: остроте злободневности публикаций, стилю изложения материалов, полиграфическому дизайну, тиражу… «Гумс» — первая газета в республике, которая с самого начала катастрофической «перестройки» утвердилась как независимая, вне какихлибо политических партий. Она последовательно отстаивала национально-государственные интересы Чечни и достоинство ее народа. Но ее свободолюбивое слово, прямой и открытый диалог с читателем, голос, бичующий произвол, протест против всего косного не всем пришлись по душе. Ко всему тому она не захотела стать «карманной» газетой.

«Опальному» редактору не могли простить того, что он возглавлял пресс-службу штаба республиканского митинга на Театральной площади, а также и то, что в «Гумсе» из номера в номер публиковались материалы, изобличающие преступные замыслы сепаратистов. Мовлу Камиловича вскоре арестовали, и целый месяц он провел у них в печально известном подвале.

Что касается сегодняшнего «Гумса», его костяк — это сплоченный и дееспособный коллектив, который профессионально выполняет свою работу. Достаточно подчеркнуть только один факт: в нашем коллективе работают несколько членов Союза журналистов России, при этом они имеют звания «Заслуженный журналист ЧР» или «Заслуженный работник
культуры ЧР», а некоторые являются обладателями сразу обоих этих почетных званий. Более того, в Сочи на международном фестивале журналистов «Вся Россия-2011» (в сентябре 2011 г.) общественно-политическая газета «Гумс» была отмечена дипломом в номинации «Лучшие районные издания».

Больше 40 лет отдал любимому делу Хавас Акбиев, чьи острые публикации и особенно стихи нашли признание у читателя. Долгое время он являлся заместителем редактора газеты, а сегодня находится на заслуженном отдыхе.

Ветераном чеченской журналистики является Дени Сумбулатов – большой знаток чеченской письменности, признанный литературовед, специалист по вопросам культуры. Он заменил Х.Акбиева на посту заметителя. С годами Дени приобрел опыт и жизненную мудрость и по праву пользуется среди коллег по СМИ заслуженным авторитетом.

Зрелым мастером пера в журналистике и публицистике стал Арби Падаров, прекрасно владеющий современными информационными цифровыми технологиями и оперативно работающий с ними.

Совершенствуют свое творческое ремесло Ибрагим Канаев.

Хорошо справляется со своими обязанностями умудренный опытом корректор Нурдин Абзотов, который то и дело временами публикует на полосах «Гумса» материалы на разные темы.

Необходимо отметить, что газета «Гумс» является стартовой площадкой для начинающих авторов. Часто отдаем мы площадь газеты под материалы из прокуратуры, полиции, пенсионного фонда. Мы чувствуем постоянное внимание к своей работе со стороны руководства администрации Гудермесского района, с которым работаем в тесном сотрудничестве.

Итоги журналистского труда еженедельно тиражируются тысячами экземпляров. Наша работа на виду у всех, а последнее слово все равно останется за читателем, которому мы служим верой и правдой.

1995 год… Только что узаконенный префект Гудермесского района Мовла Осмаев (бывший редактор «Гумса») пригласил меня на аудиенцию и поинтересовался, какое учреждение в городе я хотел бы возглавить, и при этом предложил несколько вариантов. Понятно, что мой выбор пал на «Гумс». Тогда нашей газете придали межрайонный статус и планировалось ее распространение еще на 3 района – Курчалойский, Ножай-Юртовский, Веденский.

С финансированием проблем не было. Мы быстро наладили работу, хотя для этого пришлось реанимировать и типографскую базу в Гудермесе. Отремонтировали наборные машины-линотипы и вскоре выдали первый номер. У нас в трех других районах были корреспондентские пункты, и местные журналисты неплохо справлялись со своими задачами.

Тот первый номер мы выпустили через два года «простоя»: в 1993 году газета «Гумс» была официально закрыта республиканскими властями за «антигосударственную деятельность».

Летом 95-го мы произвели шикарный ремонт здания редакции, и в плане комфорта выгодно отличались от всех организаций и учреждений в районе. Но в конце того года наступила черная полоса в нашей трудовой деятельности. 13 декабря в город зашли боевики во главе с Салманом Радуевым, и им была поставлена задача сорвать предстоящие выборы Главы республики – ожидалась официальная «коронация» Доку Завгаева.

Утро началось с интенсивного треска автоматных очередей. Ухали гранатометы, а вскоре с сопки стали обстреливать городские кварталы из дальнобойных пушек и танков. Так продолжалось 10 дней…

17 декабря на территории редакции газеты и прокуратуры появились вооруженные ребята с канистрой бензина. Они спешно разбили окна, залили горючим несколько помещений и подожгли. Все содержимое быстро превратилось в пепел, поскольку пожарники не откликнулись на беду.

В этот день смертельное ранение получил Юсуп Бетербиев, в которого угодил осколок снаряда, пущенного с Гудермесского хребта. Так оборвалась жизнь этого молодого парня, делавшего первые шаги в журналистике (Дала г1азот къобалдойла цуьнан. Дала декъалвойла и).

22 декабря после прекращения боевых действий, когда вышли на работу, мы увидели удручающее зрелище: все внутри сгорело – стояли голые стены. Я очень надеялся, что сохранился архив «районки» с 1953 года (номеров сталинского периода у нас в наличии не было). Но в углу лежала черная пыль, вобравшая в себя всю писаную историю жизни Гудермеса и гудермесцев за 40 лет… Огнем было уничтожено и все типографское оборудование. Ничего не удалось спасти и в прокуратуре. Пожар был устроен и в здании администрации, а также пострадала от огня гимназия… Большой урон был нанесен жилому фонду: в основном, в зоне боевых действий оказались многоэтажные дома.

Предстояло найти новые помещения для работы. Нам предложили 2 комнаты в частной гостинице. Через полтора месяца вынужденного перерыва выпустили очередной номер, отпечатанный в Махачкале офсетным способом. Конечно, такая печать имела более современный и приглядный вид. Еженедельно, по четвергам, мы командировали в дагестанскую столицу ответсекретаря Бадрудди Хайдарханова, который и в жизни, и на службе был очень ответственным человеком. Писал приличные стихи, переводил кумыкских авторов на русский язык. В коллективе пользовался большим авторитетом.

Полтора года прошли незаметно. Ничего существенного в нашей жизни не произошло, хотя… иногда получали угрозы в свой адрес от боевиков.

Потом наступил август 1996 года. Известные события в республике заставили российских подразделений оставить Чечню. Состоялись выборы. К власти пришел А.Масхадов.

Многие мои друзья-товарищи покинули республику и даже сумели найти приличную работу в разных регионах России. Я не мог оставить близких и родных, и сразу стал объектом преследований. Нужно было иметь крепкие нервы и волевые качества, чтобы не согнуться и не терять самообладания: «наезжали» все, кому не лень: сегодня – шариатский суд, завтра – милиция, потом – служба безопасности. Особенно усердствовали «спецы» НСБ. У них были весомые улики моих еженедельных «преступлений» — номера газеты «Гумс»…

В ноябре 1999 года Гудермес был освобожден от боевиков. Мой родной город сразу принял руководителей новой чеченской власти – Временной Администрации ЧР – и неофициально начал называться «второй столицей».

Вскоре коллектив «Гумса» в первый раз после 3,5 лет вынужденных «отгулов» собрался под стенами городского спортзала. Под Новый год мы выпустили первый номер после долгого перерыва.

Никогда не забуду свой вояж в соседний Дагестан 29 декабря 1999 года. Накануне редакционный коллектив собрался в моем тесном кабинете в городском спортзале. Наше решение было твердое и однозначное: выпустить новогодний номер, что бы нам это ни стоило. Но как? В Чечне ни одна типография не функционировала. Выход на соседние республики невозможен – границы на замке, заблокированы военными. Правда, был один вариант – Дагестан, куда иногда через Гудермес курсировали грузовые поезда. Один единственный вариант, и тот – соседняя республика, где еще 4-5 месяцев назад были боевые действия, спровоцированные бандами Басаева и Хаттаба, а кровавый рейд был подготовлен и осуществлен со стороны Чечни…

Решил сам поехать на свой страх и риск: подвергать опасности жизнь своих коллег по «Гумсу» я не мог. Встретился с начальником ж.-д. станции Гудермес Сулейманом Давлетмурзаевым, который твердо решил помочь мне. Я планировал пересечь границу в грузовом вагоне, но Сулейман объяснил, что это чревато непредсказуемыми последствиями. Таким образом оказался в компании машиниста и его помощника, которые без проблем доставили меня до приграничного Хасавюрта. Обратно они отправлялись на следующий день, в 15 часов. К этому времени я должен был в Махачкале отпечатать тираж и успеть обратно в Хасавюрт до отбытия поезда. В кармане у меня были две справки: от главы администрации Гудермесского района М.Геземиевой и от военного коменданта генерала Столярова, что направляюсь в дагестанскую столицу для выпуска газеты. Было еще удостоверение члена Союза журналистов России.

В Махачкале я первым делом обратился к министру по национальной политике, печати и информации Гусаеву, который вошел в мое положение и дал добро на печатание газеты в республиканской типографии. Первым, на кого я вышел, был Арсен Юнусов – заместитель редактора даргинской национальной газеты «Замана» («Время»).

- Сделаем, как надо и в срок, — пообещал он и сразу «загрузил» работой своих коллег. Я никогда не забуду тот прием, который мне организовали тогда в «Замане»: ни одного осуждающего взгляда, ни одной недовольной реплики.

…Махачкалу покидал с двумя большими пакетами газет тиражом в 1,5 тыс. экземпляров. Я благополучно успел на «свой» поезд в Хасавюрт и вечером 30 декабря оказался дома. На следующее утро свежая газета «Гумс» быстро расходилась на пятачке возле спортзала и на рынке. Я со стороны смотрел, как активно разбирали нашу газету, и это приносило моральное удовлетворение… Никогда не забуду визит в редакцию моего хорошего знакомого, который держал в руках нашу газету, купленную на рынке.

- Я специально пришел сюда, чтобы сказать вам спасибо, — пожимая мою руку, сказал он, – вы бы видели мое состояние, когда на прилавке увидел родную газету, которую не держал в руках 3,5 года! Взял ее в руки, и появилась уверенность, что мы входим в новое тысячелетие, чтобы строить цивилизованное общество.

В том историческом номере в редакторской колонке я обращался к читателям газеты следующими словами.

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Творческий коллектив редакции газеты “Гумс” безмерно рад новой встрече с вами и надеется на то, что судьба не будет больше искушать нас на прочность уз. В августе 1996 года в своем заключительном номере в прощальном обращении к читателям я выражал уверенность в том, что никакие силы не способны похоронить “Гумс”, и наша газета все равно рано или поздно возродится. Я просто был уверен, что никакие деструктивные силы неспособны вытравить добрую память людей, а зло неотвратимо будет наказано.

В кабинетах спецслужб Масхадова мне тыкали моей же газетой в лицо, да еще злорадствовали: «Не выйдет больше твой “Гумс”, ваша песенка спета!» Коллективу «Гумса» крепко досталось от дудаевско-масхадовского режима. Газету официально закрывали и в 1993 г., и в 1996 г. – за оппозиционную деятельность. В декабре 1995 года боевики дотла сожгли здание редакции.

В последние три года нас преследовали «за службу России»: допросы, побои, угрозы, ночлежки в камерах заточения – это мы тоже проходили. Но мы не хотим и не собираемся ныть ни перед кем, ибо носим ту ношу, что добровольно взвалили на себя сами. Видно, таков наш удел, предписанный Всевышним. Будем верить и надеяться, что самый черный
период в истории многострадального народа мы уже пережили и впереди нас ждет эра
созидания и процветания!

29.12.1999 г.

После выхода вышеуказанного номера наша редакция еще 15 месяцев не могла нормально функционировать, поскольку не было налажено финансирование. С периодичностью 2 раза в месяц выпускали газету, с каждым разом надеясь, что вот-вот Временная Администрация изыщет средства на печатные СМИ. Фактически исполнительную власть подминала под себя военная комендатура, которая довольствовалась тем, что выпускала свою газету «Чечня свободная», и меньше всего думала о проблемах местного
журналистского коллектива. Но мы не отчаивались – видели, что наш труд востребован и гражданскими властями, и общественностью.

Не получая зарплату вообще, мы выпускали в то время очень популярное издание, тиража которого не хватало катастрофически. Увеличить его было нереально: не было ни финансовых, ни физических, ни технических средств. При этом приходилось публиковать официальные материалы и военных структур, и гражданских властей, и религиозных организаций, а рядом публиковали факты беспредела федеральных силовых подразделений…

Это была гласность по-гумсовски. Конечно, не всем это нравилось. Однажды даже арестовали целый тираж! В военной комендатуре не всем нравился рост авторитета Ахмата-Хаджи Кадырова в чеченском обществе, а в арестованном номере была опубликована объемная статья бывшего муфтия ЧРИ под названием «Исповедь миротворца»… Но мы вновь и вновь выходили на связь со своим читателем.

В 2001 году на торжествах в Ростове-на-Дону, посвященных Дню российской печати, «Гумс» признали в числе лучших районных газет Южного федерального округа. Также мне вручили Благодарность от руководителя ЮФО В.Казанцева. В том же году, 18 июня, мы с «помпой» отметили свой 60-летний юбилей при участии республиканских властей. К тому времени уже в полном объеме работало Правительство ЧР во главе со Станиславом Ильясовым, и было открыто финансирование чеченских СМИ.

В 2004 году я получил Благодарность от руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.Сеславинского за «Восстановление и развитие средств
массовой информации Чеченской Республики».

Через 2 года «Гумс» широко отметил «красную» дату – 65-летие со дня выхода первого номера нашей газеты. В Гудермес на наш праздник прибыли ведущие журналисты Юга России и Москвы. В этот день впервые в республике гудермесские журналисты Руслан Юсупов и автор этих строк получили удостоверения к званию Заслуженный работник культуры Чеченской Республики за подписью Президента ЧР Р.А. Кадырова. Через несколько лет звание Заслуженный журналист ЧР было присвоено мне и моим коллегам – Хавасу Акбиеву, Дени Сумбулатову и Арби Падарову. Такого обилия «Заслуженных журналистов» нет ни в одном печатном СМИ республики!

В 2009 году я стал лауреатом премии «Золотой орел» в номинации «За укрепление и развитие добрососедских отношений между народами Республики Дагестан и Чеченской Республики» и вышел победителем Всероссийского конкурса «Журналисты России против террора». Два года спустя был награжден Почетным знаком Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом». В сентябре того же года на Всероссийском фестивале журналистов в Дагомысе гудермесская газета была отмечена, как одна из лучших периферийных изданий России.

Сегодня «Гумс» — самая титулованная районная газета в республике.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

30