Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

17.05.2017 16:34 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31-34 от 17.05.2017 г.

Людей вспоминая лучистых...

Автор: Х. БОРХАДЖИЕВ

Песни Султана Магомедова я любил с детства, тексты многих его песен знал наизусть. Особенно вызывало восторг исполнение песни «Маьлхан Нохчийчоь»: в ней наиболее ярко проявлялись богатые вокальные возможности певца.
Я близко знал этого человека. Иногда с ним встречался. Как правило, это случалось в день его гастрольных выступлений в Гудермесе. А первая встреча состоялась вовсе не на чеченской земле, а в Тбилиси в жаркий летний день далекого 1974 года...
...В Тбилиси я служил в учебном артполку, в сержантской школе. Стояла сорокаградусная жара. Суббота. Согласно расписанию, в батарее именно этот день отводился для стирки одежды. В пределах территории части был бассейн с водой, вокруг которого располагалась «зеленая зона», где можно было посидеть, полежать, отдохнуть от армейских будней. Постирав свою гимнастерку и повесив ее на изгородь, я лег неподалеку на лужайку и... вздремнул.
Вижу сон. Я отдыхаю на окраине Гудермеса, на склоне хребта, что расположен понад трассой, ведущей в с.Курчалой, сижу в тени под деревом и наблюдаю за движением на дороге. Вдруг в ушах послышалась знакомая песня. Она доносилась с приближающейся машины, постепенно нарастая. Отчетливо вижу черный грузовик ГАЗ 51, на борту которого стоят, держась друг за друга, несколько человек и хором поют до боли знакомую песню «Маьлхан Нохчийчоь».
«...Гена ваьлча со...»
Солирующий голос Султана Магомедова не узнать я не мог. Он был в середине группы и пел с какимто невероятным воодушевлением и пафосом.
Машина постепенно удалялась и вскоре скрылась за поворотом. Там, за косогором, исчезли и голоса...
Очнулся я с щемящей тягой по дому, по родным местам. Меня можно было понять: прошло только 23 месяца с момента расставания с малой родиной, и к новым реалиям привыкал с трудом.
А тут еще сон такой душещипательный...
На следующий день меня поощрили увольнением в город. Мне очень нравилось бродить по набережной реки Куры. В тот день с утра я опять был настроен явиться на рандеву с главной рекой Грузии. Кажется, ноги сами меня понесли к знакомому пятачку у моста Бараташвили. Со мной был земляксослуживец. Кругом многолюдно. Рядом небольшая парковая зона. И вдруг среди этой суеты послышалась чеченская речь. Мы стали искать в толпе своих соплеменников. Вконец решили почудилось. На всякий случай вздумали провести оригинальную поисковую «операцию». Говорю своему товарищу: «Скажи чтонибудь такое «режущее слух», а я проверю реакцию толпы». Мой товарищ шустрый малый, недолго думая, выпалил известную крылатую фразу: «Вай ца дезачеран кийрахь зу ехкийла!» (Пусть плодится еж в чреве наших недругов).
Номер прошел на «ура». В 20 метрах от нас стояли три человека, один из которых, обращаясь к нам, с иронией в голосе произнес: «К1ентий! И зу вайн ц1ахь парг1ата яла мегаш яцте?» (Ребята! Может, этому ежу лучше плодиться у нас дома?).
В следующее мгновение мы уже подружески обнимались.
Землякам — соплеменникам не нужно было представляться, мы их хорошо знали. Автором шуточной реплики в наш адрес был никто иной, как Шита Эдисултанов, которого в Чечне знали и стар и млад. Рядом с ним стоял и нас приветствовал популярный певец Султан Магомедов. Третьего их товарища я не знал. По всей видимости, он тоже был артистом. Завязался живой разговор. Мы узнали, что чеченские артисты находились в Тбилиси на гастролях в составе ансамбля «Шовда» (если мне не изменяет память). Шита все время шутил, рассказывал анекдоты о грузинах с характерным для них акцентом. Они стали расспрашивать нас о службе, о доме. Наконец я рассказал о своем сне. Признался Султану, что являюсь его большим поклонником. Я видел, с каким любопытством он меня слушал, уточняя некоторые моменты.
Говоришь, мы были на ГАЗ51? – спросил Султан.
Да, сон был такой ясный... Я в машинах хорошо разбираюсь...
А ты когдалибо видел, на каком транспорте мы ездили на концерты?
Нет, никогда. Даже и не слышал.
Как раз на ГАЗ51! И странно, что в твоем сне мы ехали в направлении с. Курчалой. Я же оттуда родом...
Султан был предельно внимателен, особенно, когда я стал делать свои выводы касательно сна и нашей встречи.
В последнее время я очень скучал по дому, по своему Гудермесу, по родной Чечне, откровенничал я. Думаю, Султан, ты не случайно мне приснился со своей самой знаменитой песней о нашей республике. Ты олицетворял в тот момент домашнюю идиллию и, конечно, был востребован в моей душе. Я жаждал здесь услышать чеченские песни, родные голоса наших артистов. Пришел в мой сон именно ты, и именно с песней, которая всегда звучала в моих ушах. Но самое поразительное заключается в том, что мы встретились не вчера, не позавчера, не месяц назад, а именно сегодня сразу после моего сна. Как такое могло случиться – вдали от родины, в миллионном городе Тбилиси, именно на том пятачке, где я случайно оказался, именно в те самые секунды, когда мы с товарищем искали земляков, – вот это для меня является большой загадкой. Вы для нас являетесь связными с родной землей под названием Нохчийчоь. Ничего в этой жизни не бывает случайным все от Всевышнего. По его воле мы и встретились в момент, когда моей душе вы были особенно нужны. Спасибо вам, что пришли по этому зову...
Шита с Султаном нас пригласили на свой концерт. Мы вынуждены были вежливо отказаться: время, указанное в увольнительной записке, близилось к концу, и нам пришлось откланяться...

P.S. Спустя два года мы встретились в Гудермесе, в парке железнодорожников. Я напомнил о себе. Шита с Султаном живо встрепенулись... Они все помнили. И вдруг, неожиданно для меня, перебивая друг друга, виновато стали оправдываться…
Ты знаешь, после того нашего расставания мы чувствовали себя крайне неловко, что не смогли оказать вам финансовую помощь. У нас просто этих денег не было... Нас всегда это мучило...
Сегодня этих людей нет в живых. Но они навсегда остались в нашей памяти, потому что умели достучаться до наших сердец и знали, как приласкать наши души.
Несколько лет назад я написал стихотворение «Окончен концерт». Оно было посвящено известным артистам, которых сегодня нет среди нас. Да, для героев моего стихотворения «концерт», действительно, «окончен». Но для нас, зрителей, еще здравствующих в этом бренном мире, пока жива наша память, пока есть «Маьлхан Нохчийчоь», не будет даже антракта.
И в любом случае не будет опущен занавес...

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

15