Мы имели свою письменность и литературу...
8-го января исполнилось три года, как известный общественный деятель из Гудермеса Габацу
Лакаев ушел из жизни. Он вплотную занимался вопросами депортации чеченского народа и
является автором книги “Спецпереселенцы”
Председателю президиума
Верховного Совета СССР
Тов. К.Е.Ворошилову.
От спецвыселенца с Северного Кавказа Лакаева Габацу Хаджиевича, проживающего в Казахской ССР, гор. Балхаш, Набережный поселок, барак №29, ком 8.
ЗАЯВЛЕНИЕ
Я со своими родителями, а также со всем населением бывшей Чечено-Ингушской Советской Социалистической Автономной Республики выслан с Северного Кавказа в Казахстан в 1944 году. С 1944 года проживаю в гор. Балхаше.
Во время выселения мне было 18 лет. Десять лет я стараюсь понять, в чем была вина чеченцев и ингушей, послужившей поголовному выселению. После разоблачения злейшего врага всего советского народа Берия я из собственных соображений пришел к выводу и считаю – основным виновником выселения всех чеченцев и ингушей врага народа – Берии и его сообщников, разоблаченных и наказанных по заслугам Советским Правительством.
Я не отрицаю виновности перед Родиной во время Великой Отечественной войны небольшого процента чеченцев и ингушей, но неужели из-за горсточки виновных людей должен страдать весь народ?
Если мы были высланы с целью перевоспитания, то я могу заверить Вас в том, что культурно-воспитательная работа вообще не ведется среди чеченцев и ингушей в Балхаше.
Чечено-ингушский народ имел до выселения свою письменность и литературу на родном языке, данную Советской властью после Великой Октябрьской революции. Мы полюбили литературу на своем родном языке, а также свой бывший национальный драмтеатр в гор. Грозном.
Насколько дорога чеченцам и ингушам национальная культура и литература на своем языке, я понял из такого случая.
Во время избирательной кампании в Верховный Совет СССР в городе Алма-Ате было переведено на чеченский язык и издано в брошюрах положение о выборах в Верховный Совет СССР. Я видел, как чеченки – старухи, совершенно не умеющие читать и писать, со слезами радости на глазах покупали по нескольку экземпляров этих брошюр только потому, что они были изданы на родном чеченском языке.
Таким образом, мы лишены не только свободного передвижения, но и национальной культуры и духовного развития всей нации.
По моим соображениям чечено-ингушский народ безвинно ограничен в праве:
1) выезда на лечение в курорты и санатории Всесоюзного значения;
2) приема на работу, связанную с общественной выборностью, а также выдвижения на руководящую работу, несмотря на то, что среди чеченцев и ингушей имеются люди, достойные занять высокие посты.
Чеченцы и ингуши в течение десяти лет несут угнетенно-моральный образ жизни,не говоря о том, что наш народ перенес тяжелые испытания в период выселения: голод, холод, неприспособленность к жизни в условиях Казахстана. Мало того, существует недоверие со стороны властей ко всем чеченцам и ингушам.
Исходя из всего этого, я пришел к выводу, что все ограничения, а также и недоверие по отношению к чеченцам и ингушам – плод действий врага народа Берия и его сообщников, ныне разоблаченных и наказанных нашим Правительством.
Если даже допустить виновность чеченцев и ингушей во время нашего выселения, я считаю, что прошло достаточное время (десять лет) для персонального разбора любых вопросов, послуживших причинами нашего выселения, и создавшегося нашего положения, связанного с ограничениями права.
На основании всего вышеизложенного я надеюсь, что по отношению к чечено-ингушскому народу будет рассмотрен вопрос уважительного отношения Правительством страны в кратчайший срок. Я уверен в том, что чечено-ингушский народ придет к коммунизму в одном ряду со всеми народами Советского Союза.
5.5.1954г. Лакаев
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.