Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

24.01.2018 11:41 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5-6 от 24.01.2018 г.

Слово о доблестном солдате

Автор: Хавас АКБИЕВ

Старший сержант Магомед Давлетович Алханов встретил начало войны в Выборге, где служил в 394-м отдельном минометном дивизионе 177-й стрелковой дивизии. В составе этой дивизии освобождал многие города и деревни родной земли. До начала Великой Отечественной войны была Финская кампания, где в сражениях проявил немало смекалки.

В составе 54-й армии он участвовал в битве за Ленинград и в освобождении Прибалтики. Передовые части и соединения армии первыми начали бои по разблокировке Ленинграда.

В его письменных воспоминаниях есть такие строки: «26 сентября 1941 года, войдя в состав Ленинградского фронта, мы продолжали тяжелые бои на Минско-Синявском направлении. В октябре и в ноябре, проявляя героизм и стойкость, наши войска отражали непрерывные атаки 16-й немецко-фашистской армии в Припадожье и на Волховском направлении в ходе Тихвинской оборонительной операции. Сотворив невозможное, наши солдаты отстояли Волхов и совместно с 4-й армией и Ладожской военной флотилией прикрывали «Дорогу жизни».

В декабре 1941 года 4-й и 52-й армиями Волховского фронта были разгромлены ударные группировки гитлеровцев. В Тихвинской наступательной операции с боями вышли на рубеж железной дороги Mra-Кириши и не допустили полной изоляции Ленинграда. В январе-июле 1942 года, продолжая оставаться в составе Ленфронта, вели упорные кровопролитные бои в Любанской наступательной операции во взаимодеиствии с воисками 48-й, 59-й и 2-й ударными армиями Волховского фронта. В итоге, преодолев отчаянное сопротивление врага, вышли на рубеж реки Тригода в районе Смердыни.

В заснеженном феврале 1943 года провели тяжелую Смердынскую операцию. А осенью вместе с 4-й армией ликвидировали Киришинский плацдарм гитлеровцев, освободив многие населенные пункты Ленинградской, Новогородской и Псковской областей. Летом 1944 года, участвуя в Рижской наступательной операции, М.Алханов и его друзья-товарищи освобождали ряд районов Прибалтики».

А вот строки из письма Совета ветеранов 54-й армии Ленинградского, Волховского и 3-го Прибалтийского фронтов, обращенные к Магомеду Давлетовичу еще при его жизни: «Дорогой фронтовой друг и однополчанин! Проявив мужество, стойкость и отвагу, Вы, действуя на своем солдатском посту, внесли крупицы своего ратного труда в боевые дела, успех и победы нашей 54-й армии. Стойко преодолели неимоверные трудности, горечь боевых неудач и поражений, непоколебимо вынесли в сердце веру в конечную победу. Вы — доблестный солдат Ленинграда и Волхова, верный народу и армии, Конституции, присяге и уставу, достойно выполнили свой священной долг перед Отечеством!»

На фронте Магомед Давлетович был ранен. После излечения снова вернулся в строй. Впоследствии стал инвалидом второй группы. Ратный труд его отмечен орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За оборону Кавказа», «За оборону Ленинграда», медалью «60 лет Вооруженных Сил СССР», удостоен знаками «В память битвы за Ленинград» и «Ветеран Волховского фронта – участник битвы за Ленинград 1941-1944г.г.». Он и в мирное время трудился по-боевому. Имел много почетных грамот, благодарностей, был награжден «Большой серебряной медалью ВСХВ» и другими.

ИЗ ВОСПОМИНАНИИ СЫНА ЮРИЯ

В кругу друзей отец любил поговорить о своем житье-бытье. Рассказы его были краткими, как кадры, выхваченные из фильмов, которые мне памятны по сей день...

Был канун войны. Однажды командир части, в которой он служил, сказал: «Иди, принимай своих земляков-призывников». Он вышел к ним, скомандовал: «Равняйсь! Смирно». По ряду пронесся шепот: «Что он там раскомандовался...» Крикнул: «Ассаламу 1алайкум, к1ентий!» Тогда, как водится, стали обниматься.

Шла война. Как-то послали в разведку за «языком». Моросил дождь, в густом осеннем лесу было необычайно тихо, ветерок доносил волнующий запах пищи. Вышли к кромке леса, на полянке у полевой кухни возился немецкий повар. Ровно в 12 часов к нему выстроилась длинная очередь. Надев немецкие плащ-палатки и надвинув на самые глаза капюшоны, встал в очередь с товарищем. Подсунули под нос немца котелки, который черпаком наполнил их кашей с мясом. Аппетит разыгрался до того, что осмелились стать в очередь во второй раз. Вскоре немцы наелись, а один из них, оставив автомат под елью, отошел в сторону. Воспользовавшись моментом, доставили его к своим. Потом с товарищем говорили друг другу: «Наелись и «языка» еще привели».

Январь 1943 года под Ленинградом выдался суровым. Снег по колено, мороз пробирал до костей. Палаток не было. Чтобы прикорнуть хотя бы ненадолго, приходилось стоять, пристегнув себя ремнями к деревьям... Выстояли, сберегли Ленинград от полной изоляции. Вернулся с фронта поседевшим.

В начале 1944 года отца назначили начальником Ачхой-Мартановского НКВД. Он был осведомлен о том, что чеченцев вот-вот выселят, сообщал об этом по секрету знакомым, но никто не верил. Всем родственникам велел за-регистрироваться «Апхановыми», чтобы легче было находить друг друга в том или ином краю...

В первых числах марта отец поехал в областной НКВД узнать о своей участи и судьбе своей семьи. Ответ был кратким: «На тебя нет приказа». Идя по улице Грозного, услышал, что составы с выселенцами потопили в Каспийском море, воскликнул: «Как так, я еще живой!» Услышав это, патруль быстро доставил его в дежурную часть НКВД... В середине марта телефонный звонок возвестил: «Готовься в дорогу»...

На чужбине поселились в Арыском районе Южно-Казахской области. Вскоре чекисты забрали у отца наградной пистолет, но, ознакомившись с его послужным списком, вернули и назначили в Арыский район начальником НКВД. Разоблачал взяточников, ловил бандитов. Собрал всех Апхановых, устроил их на работу.

Проработал в НКВД до 1947 года, до тех пор, пока всех чеченцев не стали снимать с руководящих постов. Но долго без дела не усидел. Как члена партии, его направили завскладом в колхоз. Затем работал в Казахстане в системе «Роспотребнадзора».

В 1957 году вернулись на Кавказ. Отца сразу же направили в Саясановский район на ответственную должность. После расформирования района работал управляющим отделения в совхозе «Белореченский», руководил ВДПО, занимал ответственные должности в Гудермесском РАЙПО, горпищекомбинате. Всегда был примером для других.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2