Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

23.08.2019 15:37 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 63-66 от 23.08.2019 г.

Прозрение

Автор: Хожбауди БОРХАДЖИЕВ.

Действующие лица: Самад – отец Амхад – сын Самада Гасан – однокурсник Сергей Владимирович – врач Нина Павловна – учительница Тамила – сестра Амхада Макка – мать Амхада Лариса – вторая жена Самада Булат – продавец наркотиков Гость (Ибрагим)
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Школьный класс. После занятий учительница беседует с ученикомдевятиклассником. Нина Павловна: — Амхад, цель моего разговора – поближе узнать тебя, прощупать твой внутренний мир, твое отношение к одноклассникам. У каждого из них свой характер, который зиждется на домашнем воспитании, у всех свои планы на жизнь, а ты несколько отличаешься от них… Амхад: — В лучшую или худшую сторону? Нина Павловна: — Несомненно, в положительную сторону. Я хорошо знаю ваши обычаи, традиции и с уважением отношусь к мусульманской религии. Вы – дети войны, видели много горя, испытали немало бед и, безусловно, нуждаетесь в помощи на разных уровнях. Вот я смотрю на тебя: хорошо учишься, даже стихи пишешь и при этом замкнут, не очень общителен. Ты сам за собой замечаешь это? Амхад: — Мне говорили, что я со стороны выгляжу мрачным. Просто я не люблю болтать попусту, треп – не моя стихия. Отец говорит, что я серьезен не по годам. Нина Павловна: — А характером не на отца похож? Амхад: — Хотелось бы рассчитывать на схожесть. Однако даже говорить с ним клиентам не всегда удается… Нина Павловна: — А кем он работает? Амхад: — Стоматологом… Нина Павловна: — А-а-а… Тогда понятно. А сам думал ли о том, какую выбрать профессию по окончании школы? Амхад: — Не только думал, но и твердо решил! Нина Павловна (озадаченно): — Выпускники часто следуют выбору родителей, а у тебя за 2 года до выпуска готовый ответ. Амхад: — К моему выбору тоже причастны родители, вернее, на меня повлиял отец. Нина Павловна: — И что он тебе посоветовал? Амхад: — А ничего не посоветовал. Он просто служит для меня примером. Нина Павловна: — А конкретнее можно. Амхад: — Можно. Я тоже хочу быть стоматологом. Нина Павловна: — Это уже серьезно. Династия Динаевых… А что – звучит!.. Амхад (с недоверием): — Вы это серьезно? Нина Павловна (убедительно): — Серьезнее не бывает! Для человека главное – найти любимую профессию, которая может принести пользу прежде всего людям вокруг, ну и себе тоже… Амхад: — Где польза – там и радость! Нина Павловна: — Совершенно верно! Видишь, как мы славно поговорили. У тебя в голосе появились другие нотки, и ты сегодня выглядишь явно бодрее и раскованнее. Будем считать нашу беседу на сегодня исчерпанной, но сначала ответь на один вопрос… И все-таки: что является причиной твоей постоянной хандры? Хотя… ты можешь и не отвечать на этот вопрос… Амхад: — Да нет, отвечу. Папа мой потерял голову из-за одной молодой осо
бы. Мать знает об этом. Родители часто ссорятся, скандалят. И при мне тоже… Для меня сегодня улица ближе, чем родной дом… Нина Павловна: — Извини. Не это я хотела от тебя услышать. Пусть у вас будет все хорошо! Амхад: — Спасибо… Я пойду? Нина Павловна: — Конечно, конечно… До свидания! Амхад идет к выходу. У дверей останавливается на голос учительницы. Нина Павловна: — Амхад… Вообщето я не затронула главный для себя вопрос… Ответишь честно? Амхад (с готовностью): — Честно – точно отвечу! Нина Павловна: — Знаешь, после каждой перемены ребята заходят в класс с запахом курева. Порою дышать трудно – я очень восприимчива на этот дурной
«аромат». С этим что-то надо делать… Ты не мог бы сказать, кто у нас курит? Я бы сообщила их родителям. Амхад (твердо): — Нина Павловна, я точно знаю, кто в нашем классе курит – они же меня не избегают. Ну назову я их, а как потом вам в глаза смотреть? Нина Павловна: — М-да… Ну считай, что я этот вопрос не задавала… Амхад: — Хорошо. Пусть будет по-Вашему! А теперь я свободен? Нина Павловна: — Теперь – да… Удаляясь, Амхад вновь оборачивается на голос учительницы. Нина Павловна: — Амхад! Спасибо тебе, что не выдал ребят. Другого ответа от тебя я не ожидала…
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ Три года спустя. Амхад – студент стоматологического факультета мединститута в Махачкале. Подъезжает на своей иномарке к зданию учебного заведения и паркуется на стоянке. К нему подходит сокурсник Гасан. Гасан (с деланным восторгом): — Салам, Амхад! Что нового? Амхад: — Ва Алейкум Ассалам! Гасан: — А ты на новой тачке приехал. Круто! «Ауди» и мне нравится. Что ни говори, немцы большие мастера по части авто, это не то, что наши картонные «Приоры» штамповать. Амхад: — Это подарок отца: за то, что успешно закончил первый курс. Гасан: — Здорово! Наверно, отец при деле? Амхад: — Да не бедствует. Подарок – подарком, а учиться, учиться и учиться надо… Кстати, чьи эти слова? Гасан: — Должно быть, твой отец задачу такую перед тобой поставил? Амхад: — Это отец мирового пролетариата Ленин такую задачу ставил перед большевиками. Гасан: — Друг! А ты ко времени подкатил. Сегодня у моего кореша Булата именины. Я тебя от его имени приглашаю. Там у него классные ребята часто тусуются. Я как раз туда собрался. Погнали? Амхад: — Едем! Ребята уходят, а через некоторое время встречаются на квартире у Булата. Их встречает именинник. Булат: — Заходите, заходите! Дорогим гостям всегда рады! Ассалам Алейкум! Гасан и Амхад (вместе): — Ва Алейкум Ассалам!
Булат: — Располагайтесь! Ребята только разошлись, но мы продолжим, заодно познакомимся поближе. (Амхаду) Заочно я тебя давно знаю – Гасан часто рассказывал о тебе. Я-то сам не очень люблю отмечать именины, у мусульман это и не принято… Но 20 лет – круглая дата, понимаешь… Да и собираемся не спиртное глотать – мы люди иной закваски, стараемся не отставать от цивилизации. Гасан: — Амхад, я уверен, что наш триумвират день ото дня будет крепнуть. Хозяин той квартиры – человек широко известный среди элитарной молодежи. В нашем кругу не принято впадать в минор, если даже у тебя настроение плохое – это дело легко поправимое. Главное, мы должны быть едиными и твердыми, как… булат! (Смеется, довольный сказанным).
Булат (обращаясь к Амхаду): — Друг мой, я дружу со многими твоими земляками, и не было случая, чтобы мы нарушили горский этикет – взаимоуважение полнейшее. Иногда позволяем себе расслабиться, чтобы отвлечься от учебы, от мирской суеты. Мы не можем постоянно находиться в мобилизованном состоянии. Как будущий медик, ты должен знать, что человеческий организм нуждается в раскрепощении, иначе в наш сумасшедший век трудно будет избежать инфаркта… Или инсульта… Амхад: — Согласен. Лично я сбрасываю внутренние шлаки в фитнес-клубе, с удовольствием гоняю мяч на стадионе. Я вам скажу, — помогает. К сожалению, из-за учебы не всегда получается соблюдать режим, но стараюсь заниматься физическими упражнениями регулярно. Булат (настойчиво): — Ты мои уши видел? В Дагестане никого не удивишь поломанными ушами, но сей факт говорит о том, что, например, я не случайный человек в спорте и понимаю толк в вольной борьбе. Сегодня без медицины, а вернее, без фармакологии человек – ноль, он ограничен в физическом и духовном росте и всегда психически зажат, не уверен в себе. Давай проведем один эксперимент. Сконцентрируй внимание на своем физическом состоянии, не думай ни о чем больше. Есть? А теперь попробуй эту таблетку и через некоторое время скажешь, есть ли изменения, хорошо? (Амхад глотает таблетку и с закрытыми глазами ждет свежих ощущений). Гасан: — Ну и что, чувствуешь, друг? Амхад (улыбаясь): — Душевный комфорт… Мне хорошо… Булат: — Конечно, будет хорошо, что и требовалось доказать. Гасан: — Для друзей ничего не жалко. Это дорогое лекарство, но у Булата экспериментальный прием – бесплатный. Если будет желание его купить, позвони мне. Поверь, эти таблетки нашим землякам обходятся на порядок дороже, чем тебе. Отдохни, расслабься, а потом поедем к тебе… Амхад: — Давай, Булат, еще пачку, у меня деньги есть. Вдруг, пригодятся… Булат (довольный решением гостя): — Конечно, дорогой. Только большая просьба: никому не говори, что купил их у меня дешево – земляки не поймут. Да и возможные торги мне не нужны. Договорились?
Амхад: — Никому – ни слова! Слово мужчины! Булат (провожая гостей, сует пачку с таблетками в карман Амхада): — Давай, брат… Всего хорошего! Приходи еще! Мой дом – твой дом! Гости уходят. Булат (потирая руками): — Удачное начало дня! А Гасанчик молодец! (Стук в дверь. Булат открывает ее, заходит молодой человек. Здороваются…)
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ Год спустя. Дом Динаевых. Самад, отец Амхада, после безуспешного поиска какой-то дорогой для него вещи в отчаянии садится на стул. Лариса – его вторая жена, также подключается к поиску, но безрезультатно. Самад: — Ума не приложу, куда я их мог деть. Многие годы они лежали в этой коробке, у меня в этом доме ценнее этих сережек ничего не было и быть не может. Я был уверен, что сумею их сохранить до конца своих дней. Моя мать, большая труженица, не имея рядом отца, выходила меня, поставила на ноги и умерла после того, как я стал дипломированным медиком. За день до своей смерти она позвала меня к себе, открыла свой старый кошелек и достала эти золотые изделия. — Я сделала все, чтобы ты не знал материальных трудностей, — сказала умирающая мать, — но и мои возможности были ограниченными. Возьми эти серьги себе, они мне достались от матери. Я знаю, украшения дорогие, пригодятся после залатать какие-то прорехи. Я тебе разрешаю их использовать на свое усмотрение, пусть они тебе пригодятся только в благом деле… А теперь этих сережек нет… Лариса (ходит по комнате, нервно разводит руками): — Куда же они могли деться? Я даже в глаза их не видела… Странно, что это не первый такой случай в доме. Тамила (резко): — Да никогда такого не было! В последние полгода с твоим приходом в этот дом что-то непонятное творится. Лариса (возмущенно): — Неужели ты хочешь сказать, что это я не чиста на руки? Тамила: — Я всего лишь хочу сказать, что ты не так давно просила у моего отца купить себе кулон. У него не получилось с покупкой… А потом из его домашнего кабинета пропали золотые коронки, фактически чужие зубы, а теперь исчезла бабушкина реликвия… Я ничего не выдумываю. Факты говорят сами за себя… Лариса (обращаясь к Тамиле): — То есть я вор? Ты это хочешь сказать? Тамила: — Я хочу сказать, что никогда ранее в этом доме не было членов семьи нечистых на руку! Лариса (гневно обращаясь к мужу): — Почему ты молчишь? Меня поливают грязью, а ты язык проглотил. Может, мне на Коране поклясться, что не имею к пропаже никакого отношения? Давай, я готова! Тамила: — Грешникам разницы нет, как вершить свои грязные дела: с Кораном в руках или без него. (Обращаясь к отцу) Я здесь лишний человек, пойду к матери. (Обращаясь к Ларисе) По крайней мере не буду видеть тебя – это уже хорошо! Самад (резко встает и обращается к дочери): — Дочка! Есть черта, которую ты не имеешь права переходить: это препираться с родным отцом… Тамила (не повышая голоса): — Отец! Ни единым словом я не оборвала твой разговор!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

6