Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

05.08.2022 19:52 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 34-35 от 05.08.2022 г.

Из истории чеченского оружия. Шашка Терс-Маймал

Кавказская шашка «Волчок» 1900 года

Кавказская шашка «Волчок», офицерская строевая шашка «Волчок» кавказского типа, чеченская шашка «Терс-Маймал» (чеч. терса — рёвущая; маймал — обезьяна) — клинки с изображением волка, длинное клинковое рубяще-колющее холодное оружие.

Клеймо «волчок» первоначально принадлежало мастерам немецкого города Пассау, изображение волка было заимствовано из герба города. Это изображение волка в XIV веке пассауские оружейники получили право выбивать на своих изделиях. Клеймо «бегущий волк» выполнялось глубокой инкрустацией-таушировкой медной проволокой. Так как клинки с этим клеймом пользовались большим спросом, то в XVI—XVII веках появились многочисленные подражания «волчкам», в первую очередь, на произведения золингенских мастеров [Ленц Э. О клеймах мастеров на оружии // Записки разряда военной археологии и археографии императорского русского военно-исторического общества. — СПб., 1911. —Т. I. — С. 2—29.].

Изображение волчка золингенцы наносили обычной гравировкой, часто сопровождая его личными клеймами мастеров и иногда надписью «in Solingen». Изредка изображение волчка сопровождают латинские буквы «НМ». Эти клинки на Кавказе особенно ценились. Они считали, что это инициалы одного из участников крестовых походов, представителя знатного французского рода Н. Монморанси, в фамильном гербе которого имелось изображение волка. Предполагали, что партия клинков с инициалами «НМ» была заказана для его свиты и оруженосцев, которые, по обычаю времени, носили на оружии герб своего владетеля — сюзерена [Ленц, 1911, с. 3—5, 17—19.].

По преданиям, в XII веке один из отрядов крестоносцев прибыл на Кавказ и обосновался там. В чеченских рукописях упоминаются некие ференги, возможно рыцарский орден с черноморского побережья, где располагались Генуэзские и Венецианские колонии [Колонии генуэзцами были основаны на Азовском и Черноморском побережьях в XIV в. «Каталонский атлас» и географические карты братьев Пиццигано датируются 1375 годом.]. Воины этого отряда имели мечи с гербом волка; со временем мечи попали к чеченцам и были ими переделаны в шашки терс-маймун, которые, таким образом, ведут своё начало от крестовых походов [Асхабов И. Чеченское оружие / Chechen arms. — Москва. : Кавказ, 2001. — 240 с. — ISBN 5-94187-001-9, стр. 60.]. Подтверждением тому могут служить слова А. П. Ипполитова: «И теперь ещё можно встретить горцев, у которых эти вещи (клинки) времён Крестовых походов или периода существования республик Генуэзской и Венецианской. Между этими вещами встречаются такие, которые для наших антиквариев были бы действительно находкой [Асхабов, 2001, с. 60.].

Упоминание шашки Терс-маймал есть и в работе царского офицера, чеченца Умалата Лаудаева, который в 1872 году отмечал: «Лучшими шашками считаются те, которые имеют на клинке изображение зверя, неизвестно почему, чеченцы в этом изображении спознали обезьяну, по-чеченски маймун, и назвали шашку терс-маймун. Русские это изображение признали за волка и называют такую шашку волчок» [Лаудаев У. Чеченское племя (съ примЪчанiями) : науч. ст. // Сборникъ свЪдЪнiй о Кавказскихъ горцахъ : сб. науч. ст. — Тифлисъ : в Типографии Главного Управления Наместника Кавказского, 1872. — Вып. VI, Исследования и материалы. — С. 1—62. — 407 с.].

На кавказских шашках часто встречаются клинки с волчком. Специалист по оружию Э. Э. Ленц считал, что поддельный волчок от золингенского можно отличить по более схематичному рисунку (например, у кавказских волчков пасть закрыта). Кроме того, кавказский волчок сопровождался по бокам розетками с крестиком внутри — «пчёлами», как их называли кавказцы; пчёлы не делались на золингенских клинках. В этих пчёлах горцы видели указание на участие клинка в крестовых походах [Асхабов, 2001, с. 61.].

А.П. Ипполитов, прослуживший в Чечне (в Аргунском округе) много лет, в 1868 году писал: «Клинки с изображением на них двух волчьих голов, называются чеченцами терсмеймуль и почитаются за самые лучшие и ценные [Ипполитов А. П. Этнографические очерки Аргунского округа. — Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1. — Тифлис, 1868; Чечня и чеченцы в материалах XXI века. Элиста, 1990.]. Русский офицер Г. К. Властов в 1856 году писал, что в центре чеченского народонаселения сохранились оружейники, которые по неизменному обычаю своих отцов подделывают шашки, называемые волчками, с изображением волка [Асхабов, 2001, с. 57.].

Шашка с клеймом терс-маймал (с чеченского переводится как «ревущая обезьяна») была легка, словно перо, упруга, как виноградная лоза, и остра как бритва и «секла гвозди, точно сахар». Чеченские оружейные мастера делали их очень гибкими, значительную часть клинков можно было свернуть в кольцо. В названии шашки слышатся арабские слова «туре» и «маймун» — щит и меч. Так полагал историк, краевед А. С. Сулейманов [Асхабов, 2001, с. 58.].

В.А. Потто отмечает: «Эти клинки, высоко ценимые на Кавказе, чаще попадаются в Чечне... Неизвестно, почему чеченцы опознали в этом зверьке обезьяну — маймун, отчего произошло у них и самое название клинков» [Асхабов, 2001, с. 59.]. Шашка имела особый свист при сильных взмахах, напоминающий рёв обезьяны, который наводил страх на противника. По мнению профессора Ибрагима Алироева, шашка с клеймом волка попала в Чечню с Востока и настолько понравилась чеченцам, что они стали делать такие же [Сулейманов А. Топонимия Чечни. Нальчик, ИЦ «Эль-фа», 1997 г.].

Кавказовед И. Асхабов в своём труде «Чеченское оружие» высказывает резюмирующее экспертное мнение: «Как можно связать Терс-маймал с пассауским или золингенским волчком (wolf-klinge), трудно сказать. Однако более вероятно их существование независимо друг от друга, ведь волк символ храбрости у чеченцев, упоминаемый в народных песнях и сказаниях, и его изображение было естественным также на раннем оружии. В пользу этой версии говорит и древнее чеченское название бронзы — борза (волк) [Асхабов, 2001, с. 60.].

Шашка запечатлена и в чеченском фольклоре.

Звонко поющий Терс-маймал;

Издающий свист тонкий Терс-маймал;

Клинок, издающий звонкий свист,

Барсу подобная булатная круглая шашка.

(Чеченские народные сказания и героические песни XVII—XIX вв.)

- У тебя нет крыльев Эль-Мурза, чтобы взлететь на небо.

Нет и когтей, чтобы уйти под землю.

- Крылья мои — моё крымское ружьё,

А мои когти — моя шашка Терс-маймал...

(«Песня Эль-Мурзы, окружённого врагами»).

Умар ШАТАЕВ

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

20