Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

25.05.2023 13:13 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21-22 от 19.05.2023 г.

Абрек из Курчалоя Товболат-хаджи

Могила абрека Товболата из курчалойцев

Высокогорное селение Шатили являлось пограничным между Грузией и Чечней. Согласно кавказоведу А. П. Берже, ещё в 1858 году хевсурские общества Архотиопи и Шатилиони говорили на диалекте кистинского (чеченского) языка. Название Шатили с чеченского переводится как «страна ледников», а тамошних горцев называют шедалой, т.е. «жители ледников».

Известно, что после завершения Большой Кавказской войны, со второй половины XIX века, предприимчивые курчалойцы перегоняли лошадей для продажи в Грузию. Первым отправился туда абрек из Курчалоя Товболат-хаджи. Он был прямым потомком в шестом колене по мужской линии первого проповедника ислама в Чечне Берсы-Шейха. В Шатили он наладил дружеские отношения с хевсурами, которые до этого были очень непростыми.

Как пишет Эсбе: «В 1843 году один из самых храбрых и способных военачальников Шамиля Ахверды-Магома напал на Шатили с громадным скопищем горцев, требуя, чтобы хевсуры отложились от русских и подчинились Шамилю: шатильцы не только отбились от врага, но убили Ахверды-Магому и 100 человек из его скопища, потеряв сами только 2-х человек».

Весьма при этом примечательно, что отец Товболата — Сулим — был мюридом Шамиля и погиб в одном из сражений Кавказкой войны. Тем не менее, среди шатильцев Товболат сумел найти верных друзей, которые помогали ему при перегоне лошадей через горные перевалы и при их последующей продаже там.

Возвращаясь первый раз обратно в Чечню с большой суммой денег от сделки, Товболат, на тот момент только познававший новых друзей и новые для себя места, решил перестраховаться: он схоронился в горном лесу, чтобы убедиться, нет ли за ним погони с намерением ограбить и отобрать деньги, — времена были послевоенные, лихие, в горах запросто можно было наткнуться на разбойничьи шайки. Но все обошлось, и он благополучно добрался домой.

С тех пор торговые походы курчалойцев в Шатили стали регулярными, и они, помимо человеческих уз дружбы, переросли во взаимовыгодные экономические взаимоотношения. Хевсур Шота и курчалоец Товболат, первыми провернувшие эту сделку, стали самыми настоящими кунаками.

Товболат был набожным человеком. Родившись в военное лихолетье, приблизительно в 1830-е годы, он с детства вынужден был переносить все тяготы и лишения тогдашней драматической и героической жизни чеченского народа, что сделало его самым настоящим стоиком.

В поисках ответов на непростые жизненные вопросы, он однажды пришел к большому чеченскому эвлияу Бамат-Гирею-Хаджи Митаеву из Автуров и стал его мюридом. Их земная дружба с этого момента продолжалась до тех пор, пока Товболат не покинул сей бренный мир. Овда (чеч. 1овда — так называют этого чеченского устаза его мюриды) засватал за его сына Шоту, названного в честь друга хевсура, красавицу-автуринку (Аруху Лепиеву из Автуров), с которой тот прожил счастливую семейную жизнь. Дружбу, доставшуюся от отцов, продолжили их дети. Потомки Товболата являются приверженцами вирда (религиозного братства) Овды.

19 век представлял собой период активной экспансии царизма на земли кавказцев. Ермолов, помимо тактики выжженной земли, использовал экономическую блокаду горцев. В ходе последовавшего многолетнего противостояния в Кавказской войне, лишившись своих равнинных земель, отторгнутых в пользу казачества, выдавленные в горы чеченцы, испытывали неимоверную нужду и голод.

Здесь как нельзя уместна ирония М.Н. Покровского, отмечавшего, что «даже желанием «полного подчинения» трудно объяснить такие меры, как … сознательное отнятие у чеченцев тех земель, которые были совершенно необходимы для их хозяйства: если и допустить, что горцы могли отказаться от своей свободы и своего права, то привычка есть слишком неискоренима в человеке».

Была запрещена торговля не только с соседними народами, но и между различными уголками самой Чечни. Царизм, опутав горцев подобно спруту системой укреплений и просек, брал не только одной лишь прямой военной экспансией, но и измором.

В общем, картина бедствий народа, как писал Л.А. Богуславский, была ужасающей: «… они построили себе землянки, в которых и жили как звери, пребывая в нищете и умирая от голода».

Довершали дело постоянные экзекуции и набеги царских войск и казаков...

В этой ситуации, чтобы не умереть голодной смертью, со всей Чечни собирались лихие наездники и отправлялись в набеги на казачьи станицы и войсковые кордоны, отгоняли у колонизаторов скот, лошадей, увозили в горы другую добычу… В их ряды и влился Товболат, который, благодаря своей лихости, удали и везению, стал известным в народе абреком.

Однако одними набегами долго не проживешь. Вскоре Товболат начал сам разводить лошадей, которых также продавал хевсурам.

… Позже в одном из походов за Терек Товболат с друзьями наткнулись на казачий пикет (небольшой сторожевой отряд), произошла стычка, в которой он был тяжело ранен и остался без правой руки. Несмотря на рану, он скрылся от преследования, прихватив отрубленную руку, добрался до чеченского аула, где его принял старый товарищ. Там он провел три дня на чердаке дома, где в плавленом воске схоронил руку, которая после смерти была захоронена вместе с его телом в могиле. Зная, что его ищут, абрек не захотел больше подвергать опасности друга и под покровом ночи ушел в горы.

Чеченцы в 19 веке подверглись тотальной демографический экзекуции или, как сказали бы генетики, прошли через генетическое бутылочное горлышко – настолько огромны были их демографические потери. Не было ни одного аула, который по нескольку раз не сжигался и не переносился с места на место. В районе нынешнего города Курчалоя было несколько хуторов и отселков. Самым большим из них был аул Г1оли-Юрт, основанный еще прапрадедом Товболата Г1олой. От Г1олы ведет свое начало большой подрод, колено, некъе или некъи (чеч.) курчалойцев – Г1оли-некъи. Имя его закрепилось в местной топонимике: "Г1олин дукъ (Голин дук) «Хребет Голы» — хребет тянется с севера на юг до селения Джагларги по правой стороне от дороги, идущей в данное село. В основе топонима лежит имя собственное Г1ола (Гола) — представитель тайпа курчалой, ветвь Берса-Шейха" («К истории основания и топонимии поселения курчалой» © С.Х. Тагаев, А.А. Усаев, Ш.К. Айдамиров).

1842 год, вторая половина, аул Галэ — Г1оли-Юрт, цитата из современника и очевидца: «Долго шли мы. Проходя аул Галэ, где старик живет зимой, набрали на огороде его огурцов в запас вместо воды, закусили, напились и стали подниматься в гору.

Местность аула Галэ прекрасна. Здесь, мне казалось, не худо было бы выстроить крепость. Аул лежит от Гильдагана в трех верстах, на восток. В Чечне, однако же, есть два удобнейшие места для построения укреплений. Это — в Артуре (Автуры) и в этом Галэ, находящемся в семи верстах от него, идя от Грозной, через Артур к Куринскому укреплению (Ойсунгур). В обоих этих аулах хорошие реки; вода не может быть отведена горцами, или испорчена, как они это нередко делают, — не испортят потому, что эти реки проходят многими аулами. Главное: через эти аулы дорога в горы; а в Чечне, как я слышал, только и есть два эти прохода, соединяющиеся в самых горах в один… В окрестностях этих мест премножество лугов в лесу необходимых для укреплений. Все аулы, находящиеся по этому направлению, невольно тогда должны бы были покориться. Не без урона обошлось бы построение крепости в Галэ, но пункт этот во всех отношениях немаловажный…

От Старого-Юрта, откуда ход удобнее, этот аул Галэ, мне кажется, верстах в двадцати не более; от укрепления Куринского — верстах в десяти, но отсюда проход будет затруднителен по гористому и лесистому местоположению» (С. Беляев, «Дневник русского солдата, бывшего десять месяцев в плену у чеченцев»).

Позже все эти аулы, хутора и отселки образовали большое плоскостное селение Курчалой. Самое деятельное участие в этом принял отец Товболата Сулим.

… На склоне лет Товболат на лошади совершил хадж в Мекку.

В Курчалое ныне проживают потомки Товболата – Шатаевы (фамилия ведет свое начало от имени его сына Шоты). Похоронен он на Курчалойском кладбище – ныне это кладбище в черте города Курчалой. Надпись на могиле гласит: «Товболат ибн Сулим (и дата смерти по хиджре) 1316» (1898 г.). В окрестностях города Курчалой расположен «Хребет Товболата» (чеч. Т1оболт дукъ). Место, где содержались лошади, урочище на юге. Его название также связывают с именем Товболата.

Это все, что сохранили предания старины глубокой о славном сыне нашего народа Товболате из курчалойцев…

Руслан Исаев

На фото: могила абрека Товболата из курчалойцев

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

167