Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

31.08.2024 23:22 Суббота
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39-40 от 29.08.2024 г.

Падаровы – к вопросу о происхождении фамилии

Автор: Арби Падаров

В социальных сетях мне в "друзья» часто напрашиваются азербайджанские, дагестанские и грузинские падары (огузы). Специально для них (а также для любителей ономастики) поясняю, что моя фамилия Падаров, принадлежащая к Жаьнта некъе чеченского тайпа Гуной, имеет к ним, по моим выкладкам, отношение лишь по материнской линии. Скорее всего, на женщине из них был женат мой четвертый отец (прапрадед) Къеда. Согласно Ахмаду Сулейманову (Топонимия Чечни), он был воином и мюридом имама Шамиля, бывал в походах в Грузию, откуда собственно и привез девушку по имени Меседа, ставшую ему второй женой (первую звали Эширп) и матерью моего третьего отца (прадеда) — Падара.

Есть различные версии (Сулейманов Ахмад, Инзиев Сайд-Али, Падарова Хазан), что она была то ли грузинской, то ли салойской княжной (княжна – скорее эпические гиперболы), а то и вовсе – рядовой узденкой из чеченского тайпа Ширдой. Но имя, которое она и Къеда дали сыну — Падар, говорит, на мой взгляд, в пользу того, что происходила она все-таки из падаров. Довольно принятым в чеченской ономастике является то, что этнонимы других народов становятся именами собственными у чеченцев, как в случае, например, с моим именем 1аьрби от этнонима араб. Вполне возможно, что и Къеда мог назвать так сына в честь соплеменников супруги.

Кто такие падары объяснять здесь, думаю, излишне, так в интернете полно информации о них.

После смерти Къеды, а случилось это в 1891/92 гг., судя по надписям аджамом на надгробном камне, обнаруженном в 2005 году на хребте 1ожин-дукъ на родовых землях гунойцев, она, с сыновьями, уйдя из Гуни, основала хутор, названный ее именем — Меседой (Месадин-К1отар). Местом хозяйственной деятельности, обитания или дачей, как писали в царских рескриптах того времени, повзрослевшего Падара позже стал Падар-ирзо у реки Гумса, напротив бывшего селения Нижние Курчали. Топоним этот все еще жив в памяти, к сожалению, также бывших уже жителей тех мест старшего поколения, которые показали мне ирзо прадеда в далеком моем отрочестве – к тому времени это был уже практически непроходимый нохчмахкхойский (классический ичкеринский) лес.

Сын Падара – мой дед 1умар (1успа-Хьаьжа) – жил в самом Меседое. Остаток фундамента его дома я в последний раз видел перед армией в 1988 году – впоследствии он осел и окончательно ушел в грунт. 1умара депортировали из Меседоя 23 февраля 1944 года, будучи глубоко больным. В пути он скончался и был конвоем просто выброшен в снег в Кандагаче (г. Октябрьск Актюбинской области Казахстана). Никаких захоронений или памятных знаков там позднее мы так и не смогли обнаружить.

В Казахстане моя бабушка Заман настояла, чтобы фамилию моему отцу Ша1ману записали не по имени его отца, как тогда были записаны практически все чеченцы, а по имени его деда Падара. Случись как у всех – сегодня мы носили бы фамилию Умаровы или — по второму имени деда – Успхаджиевы.

Отца Къеды, моего пятого отца, звали Жамбур. Так записано на его надгробном памятнике — чурте. Большое спасибо за его обнаружение Мовсуду Джамалуеву и другим нашим однотайповцам, которые проделали огромную полевую работу по сбору этнографического материала о гунойцах, задействовав в ней ученых, алимов-арабистов и др.

Благодаря исследовательской работе М. X. Ченчиевой Э. М., Эльмурзаевой, А. М. Ошаева, А. И. Духаева в 2010 году увидели свет «Посемейные списки жителей Ичкеринского округа. Составлены 15 марта 1867 года. Нальчик ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.», которые документально подтверждают имя отца Къеды, записанного в «Списках» как Джамбураев, и дают некоторые сведения о его семейном и хозяйственном состоянии. Данные этих источников приводятся здесь же на фотоскане.

И, пользуясь выдавшимся случаем, поясню любителям впутывать нас, представителей тайпа Гуной, в казачьи игры: я — равнинный житель из нашей фамилии в первом поколении. Отец мой родился в Меседое в конце 1942 года, был оттуда двухлетним малышом депортирован Сталиным и его кликой в ссылку как «враг народа». После репатриации бабушка и он, потерявшие в ссылке половину родни, поселились в Гудермесе, где я и родился в 1970 году. Добавлю также и относительно нашей генетики. Тест, сделанный одним из представителей нашего дома (тхан ц1ийнан стаг) – Инзиевым (Инза – был родным братом Падара) — показал, что мы принадлежим к гаплогруппе J1 (https://www.familytreedna.com/public/Chechen-Noahcho?iframe=yresults). Так что, ни о каких «эрбинах», даже если и допустить нонсенс, что казаки не военное сословие, а сплошь славяно-русский этнический элемент, в нашей среде также речи не может идти.

Таков вкратце мой генетический паспорт.

Кроме официально документально подтвержденных имен моих пяти отцов, мы, представители тайпа Гуной, посредством наших тептаров и генетических преданий восстановили силсил (родословную) вплоть до 26-27-ми поколений.

Ну, а по большому счету, я придерживаюсь той извечной аксиомы, что все люди доброй воли братья и сестры. Но чтобы познавать друг друга, мы должны знать друг о друге, как предписывает Всевышний Аллах, сотворивший нас народами и племенами…

Арби Падаров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

16