Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

18.03.2016 16:25 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16-17 от 18.03.2016 г.

Народ сказал свое слово

Автор: Хожбауди БОРХАДЖИЕВ
Источник: Газета “Гумс” от 26 марта 2013 года

23 марта 2003 года. Этот день войдет красной датой в историю чеченского народа и займет в ее анналах одно из самых значимых мест.
Отрадно отметить, что референдум состоялся при самом активном участии избирателей: явка по республике составила 95%, и практически все они проголосовали за предложенный проект Конституции ЧР. Этот Основной Закон чеченский народ выстрадал кровью, лишениями и разрухой. Прозрение пришло с опозданием на 10-12 лет. Фактически на митинговой волне, захватив власть, Дудаев и его приспешники взбаламутили людей, что собираются в марте 1992 года провести референдум, в основном, на предмет выяснения отношений с Россией. Но опрос населения тогда не состоялся по причине того, что власти побоялись нежелательных для них итогов голосования. Сверхамбициозному ичкерийскому президенту не нужен был узаконенный статус республики вообще. Если народ проголосовал бы за вхождение в состав России, то под сомнения ставилась сама идея независимости, которая опиралась как бы на волеизъявление большинства жителей республики. Если избиратели своими галочками в бюллетенях выступили бы в поддержку суверенитета республики, то это сорвало бы планы авторов проекта прихода ко власти Дудаева: их не устраивал и такой поворот событий. Новоявленным демократам в Кремле, в правительственных структурах, в Минобороне России нужна была смута в Чечне без обособленных правовых рамок, где каждый искал свою выгоду. Кто-то рассчитывал на политические дивиденды, кто-то «наваривался» на чеченской нефти, а кто-то делал баснословные барыши на продаже оружия в «горячих точках», и все эти махинации осуществлялись через как бы неуправляемую территориально-административную зону под названием Чечня. Джохар манипулировал людской массой, заполнившей площадь Свободы в Грозном, дурача их голословными заявлениями, дескать, вы и есть самый красноречивый референдум. Он прекрасно знал, что больше 100 тысяч людей на этой площади никогда не собиралось (6-я часть потенциальных избирателей) и что почти половина из них являлись пассивными созерцателями уличных спектаклей. Знал он и то, что ни крики «Аллаху Акбар» одурманенных им масс, ни лозунги на фасаде здания Совета Министров не пришьешь к делу об истинном раскладе сил в чеченском обществе. Его устраивало все, что было неопределенно и незаконно. Хаос и бардак – были его стихией. В конечном итоге ичкерийский президент благополучно для себя завел ситуацию в военное противостояние.
Конечно, у чеченцев не принято склонять покойников, но мои жесткие оценки адресованы Джохару по причине того, что я не верю в его физическую смерть, как не верили этому Масхадов или, скажем, Леча Дудаев, бывший мэр Грозного, племянник первого ичкерийского президента…
Ровно 10 лет назад в Чечне нашлись силы, которые скооперировались в пользу проведения референдума, бросив вызов существующему антинародному режиму. Ряд так называемых оппозиционеров возглавляли видные чеченские политики, ученые, хозяйственники. В поддержку бессрочного митинга на Театральной площади выступил Бислан Гантамиров, который тогда возглавлял Грозненское городское Собрание. Они тогда сделали все, что в их силах, чтобы вывести республику из затянувшегося политического кризиса, и весь упор делался как раз на проведении референдума, который должен был выявить несостоятельность дудаевского режима. Джохар при катастрофическом падении собственного авторитета боялся опроса населения, поскольку не сомневался в его плачевных для себя итогах, и потому дал приказ своим опричникам подавить оппозицию. В тот июньский день 1993 года, когда должен был состояться референдум чеченского народа, пролилась кровь ребят, охранявших здание городского Собрания.
Дудаевский режим покрыл себя несмываемым позором: в первый раз в истории чеченского народа брат с оружием в руках пошел на брата…
С той поры в Чечне забыли о великом демократическом изобретении под названием референдум, посредством чего можно выяснить волеизъявление народа. Слава богу, что, наконец, нашлись государственные мужи и в Москве, и в Грозном, желания которых слились в унисон в деле наведения правового порядка в Чечне. На этот раз мнение народа выясняли не на площадях, где всегда присутствует театральное начало, а на избирательных участках, у урн, где человек остается наедине с самим собой.
Наконец наш народ доказал всему миру, что он окончательно прозрел и выбрал достойный путь своего развития. До последнего времени были влиятельные силы извне, которые поднатачивали сепаратистские настроения у определенной части населения Чечни. Эти силы рассчитывали, что неуклюжие действия Кремля и его непривлекательная политика в Чечне будет способствовать росту антироссийского противостояния. Но этого не случилось. Чеченский народ прозрел настолько, что мог сам определить, где его друзья, а где враги. Ценой двух военных кампаний жители республики, наконец, выяснили для себя, что, кроме России, они никому не нужны.
Вряд ли кто сомневался в положительном итоге референдума, но мало кто рассчитывал, что он пройдет на таком высоком уровне. Что и греха таить, существуют всякого рода изощренные действия, направленные на достижение конкретного результата на выборах (референдум – понятие того же логического ряда). Но в Чечне эти грязные технологии в этот день не работали по той простой причине, что в них не было необходимости: на избирательных участках просто стояли очереди за голосованием…
Люди шли на участки, как на праздник, как когда-то они отмечали Первомай. Давно не было на их лицах столько радости и улыбок. Они радовались друг другу, что встретились в эпицентре политического действа и стали участниками столь массового мероприятия. Многие искренне верили, что они двигают процесс стабилизации обстановки в республике.
Никогда не забуду немолодую женщину, которая подошла ко мне возле городского спортзала и спросила:
- Я в политике не очень разбираюсь, скажи мне, правильно ли я сделала, что проголосовала за Конституцию?
- Ты сделала великое дело, и пусть Аллах вознаградит тебя за это.
- А мне многого и не надо, лишь бы война закончилась…
Я ничего не смог ответить этой женщине: комок застрял в горле…
Если мы и на этот раз обманем ожидания людей, то нам история этого не простит.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

54