Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

10.08.2017 11:02 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 51-52 от 10.08.2017 г.

Каждый творит историю, как умеет

Автор: Хавас АКБИЕВ

«Последние две военные кампании втянули в рулетку весь чеченский народ… Считай – все чеченцы сыграли в рулетку. Конечно же, не все искали это испытание. Но оно нашло нас. То есть нам односторонне его навязали, как нередко достойной девушке навязывают престарелого супруга только за то, что он богат и влиятелен. Это был необходимый комментарий в защиту названия книги».
- Кто он, ищущий «защиту названия книги», и к чему это? — спросят читатели. И они будут правы. Впрочем, не только в названии книги дело, а в ее содержании.
Не интригуя далее читателя, постараюсь пролить свет на столь «загадочное» явление, а именно на книгу бывшего корреспондента Гудермесской газеты «Красное знамя» (ныне – «Гумс») С-М. Баширова с заговорщическим названием « Чеченская рулетка».
Рулетка – азартная игра. Считаю кощунством сравнивать ее с войной — бесчеловечной, вероломной, жестокой и разрушительной. Как первая, так и вторая военная кампания принесли смерть всему живому по хотению военно — промышленного комплекса, решившего отмыть деньги на крови нашего народа.
Я не собираюсь подвергнуть критическому осмыслению содержание всей «Чеченской рулетки». Нет времени и желания, да и ни к чему это. Не стану касаться общеизвестных истин, приводимых в ней без особых ссылок на первоисточники.
Но мне крайне любопытно содержание одного из разделов «рулетки», а именно «Мои первые репортажи», где автор задевает не только родную газету, но и город Гудермес.
В самом начале своих « репортажей» автор утверждает: «В середине 80-х в редакции гудермесской газеты «Красное знамя» меня встретили более чем прохладно. Диплом журналиста МГУ здесь только раздражал. Никто даже не поздоровался».
Тут ты грешишь против истины, Баширов. Наша дружная редакционная семья с приходом молодого редактора (кстати, тоже выпускника МГУ. – Х.А.) новичков встречала, если не с объятьями, то крепким пожатием руки. Поэтому с большим удовольствием шли в нашу редакцию журналисты, окончившие престижные вузы. Одних выпускников журфака МГУ у нас работало в те годы четверо. Будь он выпускник МГУ, ЛГУ или другого вуза, мы весьма дружелюбно встречали, помогали осваиваться и опекали, как могли, особенно таких неискушенных новичков, как ты. И мы совместно осваивали теорию на практике, мы многим дали путевки в другие редакции, ведь «Красное знамя» тогда считалась кузницей кадров.
Продолжая тему, позволю себе, дружище, обратиться к тебе от первого лица. Мы звали тебя Саидом. Ты забыл, видимо, в своих «рулеточных грезах» то, что известно каждому из нас: призвание журналиста – не только талант, а главным образом — упорный труд. Всего этого в «тебе не было». Приезжая в редакцию на белых «Жигулях» или «Волге» ты, скорее, сам не принял нас, «безлошадных» и не столь нарядных. Не имеют под собой абсолютно никакой почвы твои сетования: пришелся «не по вкусу», не было перспективы «адаптироваться», «городок с неопределенным укладом», «здесь не было ярких людей, достопримечательностей» и т.д.
Не ошибусь, если скажу, что ты просто лукавишь, сетуя: « Не было к чему или кому приткнуться». Лично я знакомил тебя с хозяйственниками, доводил до логического конца вымученные тобой строки. Называя меня своим учителем, ты сблизился с моими друзьями.
Невозможно согласиться со столь поверхностными утверждениями «городок с неопределенным укладом», «здесь не было ярких людей, достопримечательностей». Если сделать краткий экскурс в то прошлое, Гудермес был красивейшим городом, утопающим в зелени. По обочинам тротуаров росли абрикосы, вишни, сливы, осыпалась шелковица… Работали клубы, летние кинозалы, клуб железнодорожников им. Ленина с танцплощадкой, кинотеатр « Комсомолец» и т.д. Глаз радовал общий жизненный уклад, бурлила повседневная жизнь.
Но ты, Саид, не заметил всего этого, не найдя добрых слов, отделался сарказмом. Вот уж поистине – «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». И на заводе «Мединструмент», ты подчеркиваешь, «производился аппарат Елизарова». Ты, видимо, спутал ученого с мировым именем, профессора Гавриила Илизарова с известным фотокором «Комсомольского племени» В.Елизаровым. К твоему сведению, гордостью Гудермеса был не только завод «Мединструментов», но и другие заводы и предприятия: консервный, кирпичный, «Штамп», комбинат бытового обслуживания, строительно-монтажный поезд -383, СМУ-11, передвижные механизированные колонны №№ 6 и 8, наконец — крупнейший на Северном Кавказе железнодорожный узел с локомотивным и вагонным депо, станцией и т.д. Функционировала мощная реалбаза хлебопродуктов, куда хозяйства свозили зерно со своих полей. При таком богатстве Гудермес в твоей памяти остался, как «грубый, разношерстый (по-русски надобно писать – разношерстный) провинциальный городок». Ко всему тому он у тебя «без своего стиля, без архитектурных изысков, но с глубокой безвкусицей. Безликие проспекты, парки, улицы…»
Бедный, Гудермес, как ты мог стать поперек горла молодому и столь амбициозному журналисту?
Из целой плеяды штатных и нештатных сотрудников «Красного знамени» ты пишешь: «Запомнил только главного редактора, который тоже обучался на родном журфаке». И не преминул уколоть его, инкриминировав лояльность к ГКЧП. По твоей интерпретации, «многие издания отказались публиковать указы Янаева и его команды. Но «Красное знамя» черным по белому опубликовала весь (замечу – не весь! – Х.А.) пакет указов и постановлений ГКЧП, следуя примеру старшего брата — «Грозненского рабочего». Однако ГКЧП быстро распался, народился другой режим…
Баширов, ты, видимо, не знаком с Законом РФ о средствах массовой информации, статья 38-я которого гласит: «Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц». Так вот, в соответствии с этим законом газета должна была информировать своих подписчиков о событиях, которые происходили в стране. Тем более, что Гудермесская газета «Красное знамя», а впоследствии – «Гумс» всегда отличалась своей принципиальностью в освещении реальной ситуации в стране и республике, за что пострадали отдельные ее сотрудники и редактор. Ну а ты, Саид, при всех властях «был на плаву». И ты прав — «Каждый творит историю, как умеет».
А мы ничуть не жалеем о том, что было: надеялись, что Госкомитет в какой-то мере облегчит народу право на жизнь не в пример горбачевской «катастройке» — из двух зол выбирают наименьшее. Ну победила тогда ельцинская команда, и что?!
И слава Богу, что это был единственный «грех» (на твой взгляд), в чем ты нас мог обвинить. Было бы что-нибудь более весомее, ты бы, не взирая ни на что, выдал бы на – гора.
Так или иначе ты выполнил свою миссию, «наплевав в колодец, из которого пил» сам. Редактор наш не только трудоустроил тебя, но и обеспечивал щадящий режим в работе, ограждал от напастей горкома партии. Он выбил тебе комнату в общежитии железнодорожного узла, что было роскошью для того времени. В военкомате добился отсрочки от службы в армии. Сколько всего этого было, все и не вспомнишь. Впоследствии, когда он был выдвинут на ответственную должность главы администрации Гудермесского района, меня назначил первым заместителем главного редактора, а Х.Борхаджиева – главным редактором. И это ему удалось сделать, не считаясь с тем, что газета была уже не районной, а зональной и вещала на четыре района. Надо честно признаться, и в остальных трех районах были не менее опытные и заслуженные журналисты, но тем не менее…И за все это мы бесконечно благодарны М.Осмаеву, в отличие от тебя.
А когда тебе « наскучила серая жизнь» в Гудермесе, он же помог тебе с переводом в шалинскую редакцию, поближе к дому: Мескер – Юрт от Шали в «шаговой» доступности. И после всего этого быть столь неблагодарным – это очень непорядочно.
Ты пишешь: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Правильно, Саид, ты прав! Но ты не владел этим боевым жанром: ни сравнительной информацией, ни позитивной, ни познавательной, ни проблемной...
Не знаю, как у тебя получилось с этим жанром в шалинской газете, но по твоему утверждению, здесь «… заряд творческой бодрости получил серьезный», имея «… слабость любоваться дивной природой родного края на базах отдыха « Грознефти» и «Промавтоматики, и прочих добывающих и перерабатывающих предприятий». И не чурался капель Бахуса на производстве, о чем свидетельствует эпизод, описанный тобой в компании Хатуева и Эпендиева: «… после первой рюмки… мы обменивались приветствиями, поднимали за здоровье главного, его заместителя и далее по рангу, печатный станок уже выдал 10 тысяч экземпляров…»
Хатуев, в твоей интерпретации, «…влюбленный во всех красивых женщин. Истинный гусар», был влюблен также в ичкерийский режим, возглавлял дудаевско- масхадовскую пресс- службу и редактировал газету «Кавказская хроника» большого формата. 1-7 августа 1997 года газета вышла под лозунгом Шамиля Басаева «Мы пришли сюда не для того, чтобы уходить. Это наш город». Номер весь напичкан идеологией преступного режима. И никто потом не воздал по заслугам запевалам преступного режима…
В период примирения воющих сторон мы встретились с тобой в Грозном на одном из журналистских мероприятий, обнялись. Я порадовался тому, что у тебя получается лучше на телевидении, чем в газете, и пожелал удачи. Не думал я тогда, что ты плюнешь в колодец, из которого пил воду.
Что поделаешь, выражаясь твоим языком, «каждый творит историю, как умеет».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

8