Меню
16+

Гудермесская районная газета «Гумс»

25.08.2023 13:38 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 36 от 25.08.2023 г.

Ахмат-Хаджи Кадыров – человек эпоха!

Автор: Арби Падаров

Короткая жизнь человеку дана:

мельканье минут и дней скоротечность,

но если народу она отдана,

но если горенье и подвиг она,

удел человека — вечность.

Кадыров Ахмат Абдулхамидович, 1-й Президент Чеченской Республики, Герой России — родился 23 августа 1951 года в далеком казахстанском городе Караганде, куда их семья была депортирована, как и весь чеченский народ, трагическим днем 23 февраля 1944 года. В апреле 1957 года, после долгих 13 лет нечеловеческих мук, скитаний в страданиях и лишениях на суровой чужбине, семья Кадыровых возвратилась в Чечено-Ингушскую АССР, в село Центорой Шалинского (ныне Курчалойского) района ЧР.

В 1968 году юный Ахмат окончил Бачи-Юртовскую среднюю школу. В том же году прошёл учёбу на курсах комбайнеров в станице Калиновская Наурского района.

Далее начинается трудовая деятельность А-Х. Кадырова. С 1969 по 1971 годы он работал в рисоводческом совхозе «Новогрозненский» Гудермесского района. В 1971 году уехал из Чечено-Ингушской АССР на заработки, работал в строительных организациях Нечерноземья и Сибири по 1980 год.

В 1980 году по направлению Гудермесской соборной мечети 29-летний Ахмат отправился в Узбекскую ССР, где поступил в Бухарское медресе «Мир-Араб». Через два года он окончил медресе (по словам самого Кадырова, он за два года освоил семилетний курс, поскольку многое знал с детства — с пяти лет читал Коран, да и семейные традиции помогли).

В 1982 году Ахмат-Хаджи уехал в Ташкент, где поступил в Ташкентский исламский институт. Обучался он там с 1982 по 1986 годы. После его окончания возвратился в Гудермес, где стал заместителем имама Гудермесской соборной мечети. Работал в этой должности по 1988 год.

В 1989 году в селе Курчалой Шалинского района А-Х. Кадыров основал первый на Северном Кавказе Исламский институт. В 1990 году он выехал в столицу Иордании Амман, где поступил на шариатский факультет Иорданского университета.

Между тем в Советском Союзе разворачивались события, закончившиеся распадом государства.

В 1990 году в Чечено-Ингушской АССР был создан Общенациональный конгресс чеченского народа, ставивший своей целью выход Чечни из состава СССР и создание независимого чеченского государства. Его возглавил бывший генерал-майор советских военно-воздушных сил Джохар Дудаев. 8 июня 1991 года на II-й сессии ОКЧН Дудаев провозгласил независимость Чеченской Республики Ичкерия; таким образом, в республике сложилось двоевластие.

6 сентября в городе Грозном дудаевские гвардейцы штурмом захватили здание Верховного Совета, телецентр и Дом радио. Дудаев объявил о роспуске республиканских государственных структур. В регионе начались массовые гонения на инакомыслящих.

В связи с этими событиями Ахмат Кадыров в 1991 году прервал обучение в Иордании и возвратился в Чечню. Сразу после провозглашения независимости республики, осенью 1991 года, Кадыров стал активным деятелем духовного управления (муфтията) Чеченской Республики. В 1993 году он назначается заместителем муфтия Чеченской Республики Ичкерия.

В 1994-1996 годах А-Х. Кадыров участвовал в военных действиях в рядах чеченского сопротивления против федеральных сил. Был награжден орденом Ичкерии «Честь нации». В 1995 году на сходе полевых командиров в селе Ведено Джохар Дудаев назначил Кадырова верховным муфтием Чеченской Республики. В качестве нового духовного лидера Ичкерии Кадыров объявил джихад (священную войну) России.

«Впервые джихад был объявлен в конце 1994 года тогдашним муфтием Алсабековым. В ту пору я работал у него заместителем и свято верил в то, что передовые умы чеченского народа провозгласили независимую республику и что Россия, вводя свои войска, хочет подавить эту независимость. Не углубляясь в тогдашнюю политическую ситуацию, не анализируя, что случилось при власти Завгаева, я вскоре после того, как Алсабеков уехал из Чечни, продолжил объявленный им джихад. В 1995 году, 24 марта, состоялся съезд при участии всех чеченских генералов — Яндарбиева, Басаева, Масхадова, где мне предложили возглавить духовную линию республики. В апреле 1995 года состоялся конгресс чеченского народа в Шатое. Там я именем Аллаха поднял всех на военные действия. Вместе с людьми дал клятву не жалеть на этой войне ни себя, ни своего состояния. Стоять до конца. Так я утвердил джихад», — комментировал Ахмат-Хаджи те

События.

В декабре 1994 года к боевым действиям между верными Дудаеву войсками и силами оппозиционного Временного совета «подключились» силы внутренних войск МВД РФ и российская армия, которые вступили на территорию Чечни. Началась кровавая полномасштабная бойня чеченцев на собственной земле.

В 1996 году Кадыров был одним из участников переговоров Александра Лебедя и Аслана Масхадова в Старых Атагах. В том же году он собрал съезд алимов в Грозном и предложил им избрать другого муфтия (поскольку считал себя военно-религиозным лидером), но алимы вновь избрали его же.

31 августа 1996 года представителями России (секретарь Совета Безопасности Александр Лебедь) и Ичкерии (Аслан Масхадов) в городе Хасавюрте (Республика Дагестан) были подписаны соглашения о перемирии. Российские войска полностью выводились из Чечни, а решение о статусе республики было отложено до 31 декабря 2001 года.

Осенью 1996 года Кадыров стал главой вновь образованного Муфтията Чеченской Республики Ичкерия.

21 апреля 1996 года российскими войсками был уничтожен Джохар Дудаев. Его сменил Аслан Масхадов. После гибели Дудаева Кадыров долгое время активно поддерживал Аслана Масхадова, выступал за решительную борьбу против религиозных экстремистов, требовал запрета пропаганды ваххабизма.

В течение 1997-1998 гг. в отношениях Кадырова и Масхадова наметился разрыв. Муфтий Кадыров был известен как убежденный противник ваххабизма, а на протяжении двух лет после заключения Хасавюртовских соглашений позиции, как местных, так и пришлых ваххабитов в Чечне заметно усилились. В 1996-1998 гг. – один из сторонников ваххабизма – Хусейн Хаджи Батукаев – даже возглавлял Верховный Шариатский суд Республики Ичкерия. Он был отправлен в отставку только летом 1998 года (окончательно – в октябре). 14-15 июля 1998 года ваххабитские группировки (в том числе, отряды т.н. Шариатской гвардии, Исламского полка особого назначения) совершили нападение на полк национальной гвардии, расквартированный в Гудермесе.

25 июля 1998 года в Грозном по инициативе Кадырова состоялся Конгресс мусульман Северного Кавказа. Участники конгресса осудили ваххабизм и обвинили в «косвенной поддержке» ваххабитов некоторых тогдашних московских политиков. Главы мусульманских управлений Чечни, Дагестана и Ингушетии постановили считать любую деятельность ваххабитских групп и организаций в их республиках незаконной. Кадыров потребовал от руководства Ичкерии распустить вооруженные группировки ваххабитов и выслать религиозных проповедников. Несколькими днями раньше президент Масхадов подписал указы об отставке двух членов Верховного Шариатского суда, которые выступали в поддержку ваххабитов, а также о высылке из республики двух ваххабитских проповедников (чеченцев из Иордании). Однако, по некоторым данным, позже Масхадов отложил исполнение указа о высылке ваххабитов по личной просьбе Шамиля Басаева.

26 октября 1998 года в Грозном ваххабитами на Ахмата-Хаджи было совершено неудачное покушение. 25 мая 1999 года в результате покушения на Кадырова, вновь совершенного в Грозном, погибли пятеро его охранников. Трое из них были родными племянниками муфтия.

В июне 1999 года Кадыров был избран военным амиром. В соответствии с шариатскими законами, амир должен был стать главой государства.

«Раньше я был уверен, — говорил Кадыров, — что Дудаев и Масхадов хотят что-то сделать для республики, поэтому шел за ними сломя голову и закрыв глаза. Потом я понял, что никто из них не сделал ни одного шага, чтобы защитить национальные интересы. Они хотели только заработать деньги. Каждый день в Ичкерии от разборок погибало от 10 до 15 человек. На трассе Баку-Ростов сидели Бараев, Цагараев, Ахмадовы — весь криминал. Масхадов их боялся. Мы как-то отправились с ним в Слепцовск, чтобы оттуда улететь в Саудовскую Аравию, и ехали по полевым дорогам. Он сказал: «Вот, у себя дома мы не можем поехать там, где хотим». Какой он президент после этого?»

В августе 1999 года сторонники радикального исламского движения — ваххабизма во главе с Ш. Басаевым и Хаттабом совершили рейд на Дагестан, в связи с чем обстановка на Северном Кавказе резко накалилась. Кадыров осудил вторжение в Дагестан Басаева и Хаттаба, потребовал от Масхадова объявить их вне закона.

С началом второй «чеченской» войны Кадыров сыграл ключевую роль в мирной передаче большинства сел и городов Гудермесского района Чечни под контроль федеральных сил. В сентябре-октябре 1999 года Кадыров заявил о готовности выступить против ваххабитов с оружием в руках и объявил Гудермесский и Курчалойский районы Чечни «территорией, свободной от ваххабизма», отказался участвовать в новой войне с федеральными войсками РФ.

В сентябре 1999 он объявил о неподчинении президенту Ичкерии и о готовности поддержать антитеррористическую операцию федеральных войск.

В ноябре 1999 года Ахмат-Хаджи рассматривался российским правительством в качестве альтернативной кандидатуры А. Масхадову в переговорном процессе России и Чечни. Указом президента ЧРИ А. Масхадова Ахмат Кадыров был снят с должности муфтия с мотивировкой: «враг чеченского народа», который «подлежит уничтожению». Кадыров указ не признал и объявил о неподчинении президенту ЧРИ.

«Масхадов не имел права меня снимать, я был избранный муфтий. Это могли сделать только имамы районов. Он издал указ президента, что снимает меня с должности. На одной из наших встреч он снова предложил мне провозгласить джихад. Я отказался. «Басаев — бандит, я — муфтий. Бандитская война — это не джихад, и я не могу брать на себя такую ответственность, потому что отвечаю перед Аллахом». Тогда же я сделал ему предложение. «Аслан, — сказал я ему, — у тебя остался один шанс из тысячи. Ты должен издать указ президента Ичкерии, которым запретишь на территории Чечни ваххабизм, вышлешь всех иностранцев во главе с Хаттабом и разжалуешь Басаева с возбуждением против него уголовного дела. С этим документом мы будем ходить по всему миру и кричать, что сами хотели справиться с бандитами. И что Россия искала повод, чтобы ввести войска в Чечню». «Хорошо, — сказал он, — а есть гарантии, что российские войска не войдут в Чечню?» — «Гарантий никаких нет, но есть шанс». Он мне не поверил. Через месяц издал указ. Обязанности муфтия Масхадов передал одному из своих преданных имамов и тот повторно провозгласил джихад», — вспоминал Кадыров.

30 ноября 1999 года Совет муфтиев России попросил Правительство РФ защитить муфтия Чечни, названного Асланом Масхадовым «врагом нации», единственное потому, что Кадыров, как истинный глава мусульманской уммы республики, хотел спасти чеченцев от неминуемо надвигавшейся национальной катастрофы.

16 марта 2000 года Ахмат-Хаджи выступил за введение прямого президентского правления в Чечне, которое должно действовать один-два года, после чего должны пройти выборы президента республики. Относительно главы республики, Кадыров сказал, что руководителем должен быть чеченец, который жил и живет в Чечне. Те же, кто наблюдал за событиями по телевизору из Москвы, пускай продолжают наблюдать. По поводу собственной кандидатуры муфтий без ложной скромности сказал, что возьмется за это дело: «Я возьмусь за это ради своего народа для того, чтобы, наконец, покончить с беспределом».

12 июня 2000 года Владимир Путин подписал указ о назначении верховного муфтия Чечни Ахмата Кадырова главой временной администрации Чеченской Республики. После этого назначения Кадыров сложил с себя полномочия верховного муфтия Чечни.

12 августа 2000 года Кадыров выступил по местному телевидению и призвал воюющих чеченцев сложить оружие. Обращаясь к полевым командирам, Кадыров заявил, что получил от президента России «полномочия амнистировать участников незаконных вооруженных формирований, непричастных к совершению особо тяжких преступлений». Аслану Масхадову новый глава чеченской администрации предложил либо уехать на жительство к сыну в Малайзию, либо остаться в Чечне, выполнив «предъявленные ему народом требования».

В сентябре 2000 года Кадыров посетил США, где принял участие в работе Всемирного форума религиозных и духовных лидеров.

В январе 2001 года он выступил с предложением вывести войска из Чечни, поскольку военная фаза антитеррористической операции завершена, а войска лишь осложняют послевоенную ситуацию.

19 января 2001 года Президент РФ издал указ «О системе органов исполнительной власти Чеченской Республики», согласно которому администрация Чеченской Республики перестала быть «временной». Глава администрации получил право назначать и освобождать от должности своего заместителя – Председателя Правительства Чеченской Республики (по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе).

В августе 2001 года Кадыров был награжден «Орденом Дружбы». Тогда же он успешно оканчивает экономический факультет Института управления и бизнеса (Махачкала). Летом 2001 года Глава администрации Чечни подписал распоряжение, которое запретило деятельность в республике религиозных организаций, исповедующих ваххабизм.

В январе 2001 года Ахмат Кадыров дал согласие возглавить Совет директоров чеченского филиала компании «Роснефть». 10 февраля 2001 года он утвердил состав правительства Чечни. В марте 2001 года выступил против проведения съезда народов Чечни. 16 апреля 2001 г. подписал указ о запрете на проведение всех съездов, митингов и других массовых собраний до полной стабилизации обстановки в республике.

В 2003 году А-Х. Кадыров получил научную степень кандидата политологических наук. Диссертацию на тему «Российско-чеченские отношения: генезис, сущность, пути решения» он защитил в Институте социально-политических исследований РАН.

В августе 2003 года Кадыров вступил в избирательную кампанию по выборам Президента Чеченской Республики. Выдвинулся на выборы в качестве самостоятельного кандидата, отказавшись от официальной поддержки партии «Единая Россия».

5 октября 2003 года А-Х. Кадыров избирается Президентом ЧР (за него проголосовало 80,84 % избирателей). 19 октября 2003 года он официально вступает в должность Президента ЧР.

Утром 9 мая 2004 года Ахмат Кадыров и все высшие руководители Чеченской Республики, а также представители командования федеральных войск собрались на трибуне для почетных гостей на стадионе «Динамо» в Грозном, где проходил концерт по случаю Дня Победы. В 10:35 произошёл теракт — на центральной трибуне стадиона сработало взрывное устройство. Согласно официальным данным, семь человек погибли, более 50 получили ранения. Кадыров был тяжело ранен и скончался по дороге в больницу, не приходя в сознание. Тогда же погиб председатель Госсовета Чеченской Республики Хусейн Исаев, тяжелые ранения получили командующий Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе генерал-полковник Валерий Баранов, комендант Чечни Григорий Фоменко и др. По Кадырову в Чечне был объявлен трехдневный траур, погибшего Президента всенародно похоронили 10 мая в его родовом селении Центорой.

10 мая 2004 года указом Президента Российской Федерации Владимира Путина Ахмату-Хаджи Кадырову было присвоено звание Героя России (посмертно).

Трагическая гибель первого чеченского Президента всколыхнула все прогрессивное человечество. Во многих местах прошли массовые акции увековечения памяти великого сына чеченского народа. Заработал Музей Ахмата Кадырова в Грозном. На Аллее Славы чеченской столицы установили Памятный знак Герою России. В июне 2004 имя Ахмата Кадырова получила школа в Центорое (10 мая 2004 года Президент России Владимир Путин подписал указ об увековечении памяти Ахмата Кадырова, в котором предписано присвоить его имя школе, в которой он обучался). 20 июля 2004 года в городе Гудермесе состоялась церемония открытия детской площадки имени Ахмата Кадырова. 23 августа 2004 года в Ачхой-Мартане и Гудермесе установлены первые памятники покойному президенту. 20 августа 2005 года памятник Ахмату Кадырову высотой 10 м работы Зураба Церетели был установлен в Грозном на площади Ахмата Кадырова. Кроме того, в Грозном имелись и другие памятники Кадырову. Позднее некоторые памятники привели в соответствие с требованиями норм ислама. 27 ноября 2005 года в Центорое была открыта мечеть, построенная на средства РОФ имени Ахмата Кадырова. В декабре 2005 года вновь избранный Парламент Чечни предложил в честь Ахмата Кадырова переименовать столицу Чечни, назвав её Ахмат-Кала (дословно: Город Ахмата). Предложение было впоследствии отозвано. 17 октября 2008 года в Грозном состоялось торжественное открытие мечети имени Ахмата Кадырова.

В Чечне часто проводились культурные мероприятия, посвящённые памяти первого Президента. В селе Бено-Юрт именем Кадырова назвали детский сад, в Наурском районе — строительную бригаду, в селе Центорой — кадетский корпус, в Грозном – гимназию... В Ростове-на-Дону по инициативе губернатора Ростовской области Владимира Чуба теплоход компании «Донречфлот» был назван именем Ахмата Кадырова. Парки имени Кадырова начали появляться в Аммане, Ачхой-Мартане, Ведено… Парк Культуры и отдыха имени первого Президента ЧР разбит в Грозном (2007). Там же есть сквер и площадь имени Кадырова (19.08.2004). В его честь названы центральные площади Гудермеса (2004), Серноводского (15.11.2007), а также проспекты и улицы практически всех городов и весей нашей республики. Этот перечень можно продолжить и акциями последних лет, которые общеизвестны и получили большой общественно-политический резонанс не только в нашей республике и России, но и за рубежом. К примеру, село Центорой Курчалоевского района, волеизъявлением его жителей, в 2019 году названо Ахмат-Юртом.

…Чтобы осознать грандиозность свершенных Ахматом-Хаджи Кадыровым для чеченского, да и всех российских народов дел, надо уяснить значение духовно-нравственных постулатов, двигавших им всю сознательную жизнь, в корне изменивших реалии наших дней. Осветим для этого некоторые философские аспекты легендарной жизни и деятельности этой трагической и героической личности.

А-Х. Кадыров прилагал огромные усилия по выводу чеченского народа из кризиса, стремился дать ему новую мировоззренческую и жизненную перспективу в современном российском и мировом социуме. Своим поведением, веским и убедительным словом, принципиальностью и честностью он развенчивал ложь и клевету, возводимые на чеченцев. Думается, что именно в этом для А-Х. Кадырова и состояло его понимание национальной идеи чеченского народа.

Весьма положительно об Ахмате-Хаджи отозвался, будучи Президентом РФ, Дмитрий Медведев, особо подчеркивавший, что минуты общения с Кадыровым навсегда останутся в его памяти: «Он всегда производил на меня впечатление человека, который очень любит свой народ и очень искренне желает ему добра, он не был равнодушным человеком, был очень мужественным. И благодаря его иногда безрассудно смелой позиции по некоторым вопросам, республика вернулась к нормальной жизни. Память о нем останется как о человеке, который принял очень непростые решения и этим спас большое количество людей».

Мировоззрение Кадырова вызревало долго и мучительно. В юности он никак не мог понять агрессивных нападок атеистов на божественные религии. — Наверно нас, простых людей, хотят стравить друг с другом?! — приходит который раз к выводу Ахмат и с еще большим упорством старается вникнуть в самую суть религиозных учений всех направлений. И с каждым разом он укреплялся во мнении, что ему надо серьезно учиться, и чем больше его притягивало к учению Кунта-Хаджи, тем сильнее ему хотелось распознать покрытую таинственным флером философию накшбанди, проповедуемую великим устазом и мусульманским светочем Хаваж Багаудином, жившим почти 7 веков назад.

В 1980 году Ахмат Кадыров поступил в Бухарское медресе «Мир-Араб». «Блестяще учился, блестяще жил, геройски погиб», — такую характеристику дал директор Бухарского медресе Нугманов, который знал его почти четверть века. Кроме обязательных дисциплин, изучаемых в медресе, Ахмат-Хаджи увлекался философией Фараби, поэзией Рудаки, исследованиями Авиценны, занимался трудами великих мусульманских богословов Гиджуваний, Накшбандий.

В интернете выложен кусочек текста из описания Ахматом бухарской весны: «Весной, когда еще не особенно жарко, когда не испарилась еще влага, накопленная за зиму, песчаные гряды покрываются свежими зелеными коврами осоки. На глинистых равнинах появляются однолетние травы — все они спешат жить, быстро растут, торопятся жить, зацвести: и дать плоды раньше, чем наступит летняя жара и пересохнет почва». Это глубоко символично. Вот так сам Кадыров торопился получить плоды своих усилий как можно раньше, быстрее и чтобы польза от них была действенной. Торопился жить, познать и освободить свой народ от бед и потрясений. И поэтому сумел достичь многого в свои полвека.

Пожалуй, наиболее емкую на сегодняшний день философски-мировоззренческую характеристику личности А-Х. Кадырова дал доктор философских наук Вахид Акаев, которую и приведем далее.

- Ахмат-Хаджи, следуя родовой традиции, готовил себя как духовное лицо. Основательная духовная подготовка способствовала признанию его как

профессионального мусульманского теолога, назначению муфтием мусульман Чечни.

Сопротивление чеченцев ельцинской политике «наведения конституционного порядка в Чеченской Республике», которая сопровождалась ракетно-бомбовыми ударами, разрушавшими города и села, экономику и социальную сферу, гибелью гражданского населения, А-Х. Кадыров признал «газаватом». Этой своей позицией он выражал настроение значительной части чеченского населения, увидевшего в федеральных войсках и командирах не освободителей от диктаторского режима Д. Дудаева, кстати, насажденного чеченскому народу тогдашним руководством России.

Августовские события 1996 года, вывод федеральных войск из Чечни, укрепление ваххабизма, борьба религиозных радикалистов против традиционного духовенства, убеждали А-Х. Кадырова в бесперспективности шариатизации всей Чечни и дальнейшей конфронтации с Российским государством.

В 1996-1998 годах в своих многочисленных выступлениях по телевидению, интервью на страницах газет и журналов, он предупреждал об угрозе для общества и государства, исходящей от религиозных радикалистов и политических экстремистов. Но народ и власть, в том числе федеральная, не воспринимали эти предупреждения, не ощущали ту степень тревоги, которую он демонстрировал в своих убедительных высказываниях.

В период ичкерийского безвременья происходит заметная трансформация политической позиции и политических воззрений Кадырова. Она — результат длительных размышлений, анализа криминального бытия масхадовского режима, значительного понижения уровня духовно-нравственной культуры этноса, доминирования иррациональных, бездумных установок, приводивших к интеллектуальной и нравственной деконструкции личности, общественной и этнической деградации.

От позиции политического сепаратизма А-Х. Кадыров эволюционирует к осознанию необходимости возращения Чечни и чеченцев в социокультурное, правовое пространство Российской Федерации, что, безусловно, продиктовано желанием вывести народ из политического тупика, изоляции, куда завели его ичкерийские лидеры и их хозяева, спасти от предстоящих трагических последствий, возможного физического уничтожения или полного его рассеяния.

Обладая личным мужеством, воспитанный на лучших традициях своего народа, он не мог мириться со «страусиной» политикой Масхадова, находившегося в окружении полевых командиров, ваххабитов, террористов, многие из которых прибыли в «самостийную Ичкерию» на «ловлю удачи». На этой почве Кадыров разошелся с Масхадовым, окончательный разрыв произошел в начале августа 1999 года, что было связано с провокационным походом ваххабитов Кебедова, боевиков Басаева и Хаттаба в горный Дагестан.

В 1999-2000 годах деятельность А-Х. Кадырова направлена на остановку войны. Народ, которому совершенно не нужна была кровавая бойня, разрушения, насилие, решительно поддерживал политику Кадырова. Его искреннее желание погасить пламя войны, открытая политика, признание необходимости нахождения Чечни в составе многонационального Российского государства, не коррумпированность явились основанием того доверия, которое было ему оказано Президентом России.

Значительными вехами политической и государственной деятельности А-Х. Кадырова были разработка проекта Конституции ЧР, подготовка и проведение 23 марта 2003 года общенационального референдума, на котором был принят Основной Закон ЧР, согласно которому республика признавалась субъектом Российской Федерации. Таким образом, в вопросе о политическом статусе был сделан правовой поворот от сепаратизма к возращению Чеченской Республики, ее народа в конституционное поле единого многонационального Российского государства. Это политическое событие явилось основанием для снижения насилия и давления на население со стороны военных и активного противостояния силам сепаратизма, сторонникам разрушения России. За короткий промежуток времени он многое сделал для восстановления экономики, социальной сферы Чеченской Республики, обеспечения безопасности гражданского населения, восстановления доброго имени чеченского народа как труженика.

А-Х. Кадыров как никто другой знал свой народ как созидателя, гордился им и уважал его, что было для него само собой разумеющимся. Он за него геройски боролся против всех, кто его унижал и издевался. Хотелось бы напомнить его знаменитые слова, произнесенные им на телепередаче «Свобода слова», облетевшие весь мир: «Я не позволю издеваться над моим народом ни генералам, ни боевикам!» Сказать такое и добиваться этого мог гражданин, убежденный в своей правоте, крепко стоящий на национальной почве, взращенный духом и культурой народа, патриот своей республики и общего Отечества. Такая позиция и лидерские качества, изо дня в день демонстрируемые А-Х. Кадыровым, не могли устроить его врагов.

Оценивая жизнь, деятельность и гибель А-Х. Кадырова, Президент России В.В. Путин признал в нем целеустремленную, абсолютно цельную личность. Подчеркнул, что он ушел непобежденным, прикрывал собой Чечню и чеченский народ и что достоин уважения народ, воспитавший такого сына. В этих словах заложен большой смысл, содержательный социально-психологический и духовно-нравственный портрет Кадырова.

Ахмат-Хаджи был открыт для всех, его образ жизни и поведения свидетельствуют о стоическом характере, наличии в нем нравственно-гуманистических качеств. Он без колебаний отдал свою жизнь во имя спасения чеченского народа, избавления его от возможного физического уничтожения.

После трагической гибели 9 мая 2004 года первого чеченского Президента национальный лидер России Владимир Путин скажет: «Он ушел непобежденным!» И это действительно так – имя Ахмата-Хаджи Кадырова рассекает время, стирает исторические рамки межу прошлым, настоящим и будущим в стремительном полете в вечность, ибо благородные дела его живут и стали смыслом жизни для целого народа.

В историю можно войти — и Ахмат Кадыров в нее вошел. В историю можно вляпаться. Его идейные оппоненты в нее вляпались. В истории можно оставить след. И он, Кадыров, его оставил: светлый, чистый и вечный.

«…Такие выдающиеся лидеры, способные преобразовать жизнь своего народа, рождаются, наверное, раз в столетия. Подарком судьбы для многострадального чеченского народа был именно такой лидер — Ахмат-Хаджи Кадыров, который в тяжелейшие дни для нашей республики изменил в лучшую сторону судьбу чеченцев, заложил основы долгожданного мира, помог нашему народу избежать дальнейшего продолжения кровопролитной войны, хаоса и беззакония», — утверждают многие свидетели славных дел чеченского лидера, наши современники.

Базовая парадигма оценки исторической роли Ахмата-Хаджи Кадырова в судьбе чеченского народа наиболее ярко выражена в его действиях и выступлениях. В них ясно и четко были обозначены также и основные исторические цели и задачи А-Х. Кадырова. И они не ограничивались лишь тем, что он собирался только «…раз и навсегда покончить с войной…», но и значительно выходили за рамки реального времени, простираясь в будущее, в перспективу, обозначая его мечту «…превратить нашу республику в мирный, стабильный, безопасный, процветающий край…»

Он рано ушел от нас (Дала декъалвойла иза!), но успел заложить основы созидания и процветания Чеченской Республики, которым следует чеченский народ во главе с нынешним лидером нации Рамзаном Ахматовичем Кадыровым.

Первого Президента Чеченской Республики Ахмата-Хаджи Кадырова многие люди в Чечне и за ее пределами знали еще до того, как он занял столь высокий пост. Ахмат-Хаджи всегда ценил и уважал в человеке личность. И потому его вспоминают с большой любовью и теплотой. Он олицетворял собой самые лучшие человеческие качества, такие как нравственная и духовная чистота, мужество, патриотизм и готовность беззаветно служить своему многострадальному народу, ради которого он отдал до конца все, что является для человека самым дорогим и бесценным богатством и называется жизнью. Он мог очень просто, доброжелательно и справедливо разрешать спорные вопросы. Его слова обладали поистине магической силой, душа была открыта для всех, кто нуждался в его тепле и доброте, а ясный и глубокий ум внимал всякому, кто обращался к нему за помощью и советом.

Он открыто и смело выступал с экрана телевизора, самых высоких трибун, разъясняя людям ситуацию, изобличая ложь, невзирая при этом ни на какие лица. При всей сложности и непредсказуемости ситуации Ахмат-Хаджи верил, что наш народ впереди ждет светлая и счастливая, благополучная жизнь. Политик, богослов и руководитель Кадыров знал, что настанет день, когда чеченцы, как самую роковую ошибку, как страшный сон будут вспоминать прошедшие времена хаоса и беспредела, что правда и истина пробьются к свету, радуя сердца обездоленных и обманутых людей.

Всей своей жизнью и делами первый Президент нашей республики способствовал развенчанию имиджа чеченца-бандита, чеченца-террориста внутри Российской Федерации и разоблачению лжепатриотов и псевдоборцов за национальную независимость и свободу на международной арене. Ахмат-Хаджи отлично понимал, что дух сильнее любой материальной жизни. А это и есть характерный признак великих людей, посвящающих свои способности общему благу. Не будет преувеличением сказать, что подавляющее большинство жителей республики свои надежды и чаяния возлагали на Ахмата-Хаджи, потому что по своим качествам он, как человек и как руководитель, пользовался доверием людей: он был дальновиден, отзывчив на людские мольбы, сострадателен, жалостлив, мужествен, решителен, бесстрашен, принципиален, смел, прост, скромен и безмерно щедр.

Религиозно-философские взгляды и принципы Ахмата-Хаджи Кадырова были четко ориентированы на то, чтобы формировать в чеченском обществе такие условия и настроения, при которых можно было бы заложить фундаментальную основу для счастливого мирного будущего нашего народа. И это ему удалось. Все его миролюбивые и созидательные идеи были восприняты чеченским народом с большим воодушевлением и подъемом душевных сил и энергии. Жившее много лет в условиях политического раскола и противостояния, подвергшееся жестокому военному насилию со стороны воюющих сторон мирное население ЧР безоговорочно приняло позицию Ахмата-Хаджи Кадырова и оказало ему всемерную поддержку. Чеченский народ на изломе собственной судьбы, на крутом вираже истории поверил своему лидеру и сделал правильный выбор.

Наш народ оказался намного мудрее всех горе-политиков вместе взятых. Он, в основной массе своей, не поддался провокациям и сделал свой выбор, поддержав инициативу Ахмата-Хаджи Кадырова, человека, сыгравшего ключевую роль в новейшей истории чеченцев, точнее, в истории его мирного существования.

Чрезвычайно важной чертой характера А-Х. Кадырова было и то, что он никогда не различал людей по тайповому или национальному признаку. Он умел находить общий язык со всеми людьми, будь то пожилой человек с высокогорного хутора или же глава великой державы. Именно эти дипломатические качества вознесли А-Х. Кадырова на высокий политический Олимп.

Еще в самом начале своей работы на посту руководителя Чеченской Республики Ахмат-Хаджи чётко и ясно обозначил контуры своей деятельности: «Моя цель — не остановить войну, а покончить с ней раз и навсегда. Хватит экспериментировать на чеченском народе. Мы всё выживаем, пора, наконец, научиться просто жить, как живут другие, а самое важное — вывести людей из состояния войны, дать им в руки орудия труда, дать им работу».

Важнейшими событиями в движении Чечни к миру явились референдум от 23 марта 2003 года и подготовка к выборам первого Президента и Парламента Республики. А-Х. Кадыров принимал самое активное участие в подготовке проектов Гимна, Герба, Конституции ЧР. После проведения плебисцита и принятия Конституции Чеченской Республики в марте 2003 года Ахмат-Хаджи стал исполняющим полномочиями Президента Чеченской Республики. И 5 октября этого же года стал всенародно избранным Президентом Чеченской Республики.

Ахмат-Хаджи Кадыров за неполные четыре года своего нахождения во главе республики сделал очень многое. И важнейшее место среди его достижений принадлежит политике национального примирения. В 2000 году чеченское общество находилось в состоянии глубокого раскола, фактически — в состоянии гражданской войны. В совершенстве владея вайнахской и мусульманской дипломатией, Ахмат-Хаджи проводил множество встреч с чеченскими старейшинами, лидерами тайпов, со всеми представителями исламского духовенства, с полевыми командирами. Он находил аргументы, чтобы убедить их в необходимости прекращения вооружённой борьбы против законной власти, против России, в необходимости объединения во имя спасения чеченского народа.

Выступая 1 мая 2004 года в г. Гудермесе Кадыров говорил: «Мы все ответственны за судьбу нашей государственности, за будущее народа. Нет в мире более стойкой нации, чем чеченцы, иначе мы не смогли бы перенести всё то горе, которое выпало на нашу долю. Этим временам отныне не будет возврата, они остались в прошлом, поэтому нам, братья, надо дружно взяться и постараться наладить в нашей республике созидательную жизнь. Дай Аллах нам найти согласие между собой и единение на пути истины!» Эти слова Ахмата-Хаджи прозвучали как завещание чеченцам.

Сила убеждения Ахмата-Хаджи была настолько велика, что чеченцы, расколотые с 1991 года, стали постепенно объединяться вокруг законной власти. Тысячи молодых людей, обманом вовлеченные в ряды незаконных вооруженных формирований, стали возвращаться к мирной жизни.

Современная история не знает подобных успехов в политике национального примирения. Благодаря врождённому такту, деликатности и мастерскому владению приёмами народной дипломатии Ахмат-Хаджи очень быстро восстановил достойное имя чеченцев в семье кавказских народов. Эти качества, а также прекрасное знание исламских канонов помогли Кадырову духовно покорить мусульман Ближнего Востока. В арабском мире его принимали на самом высоком уровне, в том числе и король Саудовской Аравии — родины Ислама.

В Ахмате-Хаджи Кадырове сосредоточились черты всех его великих и славных предшественников в чеченской истории. Так же, как и шейх Мансур, он призывал чеченцев к очищению от заблуждений, как Бей-Булат Таймиев, он показал с одной стороны мужество воина, а с другой — политическую дальнозоркость и гибкость, как Кунта-Хаджи, он призывал народ к миру и согласию. Ахмат-Хаджи возглавил республику в самое тяжелое для чеченского народа время. Он сумел объединить народ, направить его энергию в созидательное русло.

Он запомнился нам как выдающийся государственный, политический и религиозный деятель, добрый, отзывчивый, глубоко верующий и просвещенный, искренний и справедливый человек с очень развитым чувством долга, патриотизма, ответственности за судьбы народа и Отечества. И эта память по великому чеченцу, воину, духовному отцу нации, легендарному политику мирового масштаба переживет века в сердцах всех людей доброй воли!

А-Х. Кадыров был истинным верующим и достойнейшим руководителем мусульманской уммы республики. При этом он, по примеру выдающихся исламских имамов и богословов, чутко прислушивался к пожеланиям каждого правоверного и всегда просил поправить его, если он не прав. Но, он все делал в соответствие с Кораном, Сунной и Шариатом и потому люди пошли за ним. Ахмат-Хаджи очень любил наш народ и во имя него всегда стремился к истине, говорил правду, чтобы это ему ни стоило. И потому Всевышний способствовал тому, что дело Кадырова — старшего живо и процветает под чутким началом нынешнего Главы нашей республики Рамзана Ахматовича Кадырова. А все мы, в меру своих сил и способностей, должны и впредь быть надежными соратниками лидеров народа на этом богоугодном пути.

К печати подготовил — Арби ПАДАРОВ

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

64